Из цикла «Живи Верой», темы: Душа, 13 принципов веры, Значение слов в Торе, Рав Моше Шапиро
Рассмотрим еще одно значение слова «нефеш». Оно объяснит нам, что значит жизнь в состоянии покоя, и это значение — «слава». Вот что пишет Бааль а-маор: «Во многих местах Писания душа (нефеш) живая названа “славой”, как написано: “Поэтому радовалось сердце мое и веселилась слава моя” (Псалмы 16:9), “Пробудись, слава моя!” (Псалмы 57:9), “Ради того, чтобы воспела Тебя слава…”, (Псалмы 30:13). Ибо Всевышний создал для человека [душу] из престола Своей Славы, и в ней уделил ему часть от Своего великолепия, и это — сущность, стремящаяся к своему источнику, как любящий стремится к любимому, — ведь тогда[1] тот раскрывает ему сокровенное».
Это значение слова «нефеш» должно дать нам новое понимание «жизни». Источник души — в великом достоинстве Всевышнего, называемом «Слава», а поскольку сущность души — в ее происхождении из «Трона Славы Его», она жаждет удостоиться этой высоты, как «сущность, стремящаяся к своему источнику». Таким образом, источник души — раскрытие Славы Всевышнего, это есть сама душа. А желание, заложенное в душе, возникает из-за ее стремления достичь «Славы».
Пример этому можно привести из стиха: «И увидел покой, как он хорош, и землю, как она прекрасна, и склонил плечо под ношей, и трудился для оброка» (Берешит 49:15). Другими словами, увидев, что покой хорош, он подставил плечо свое под ношу. Казалось, бы сделано противоположное увиденному, — ведь склонивший плечо под ношей никак не находится в покое.
Но понимать это следует именно так, как мы уже объяснили ранее[2]: понятие «покой» означает то состояние, которое приходит только после проделанной работы. Как написано: «Ибо шесть дней делал Всевышний небо и землю, а в день седьмой прекратил… и отдыхал» (Шмот 31:17). «Отдыхал» сказано только после завершения всей работы, в противном случае это невозможно было бы назвать «отдыхом».
Таким же образом, в самой душе присутствуют обе стороны. Аспект, называемый «отдых», обязывает к существованию аспекта, называемого «желание». В силу видения «отдыха, который хорош», душа несет в себе и желание достичь его, «склонив плечо под ношей».
Таким образом, «желание», присущее душе — это не главное в ее сути, а главное — это «покой» и «слава», вызывающие желание и стремление. Выходит, что сущность души, ее источник — это «Слава», а «желание» возникает в силу осознания душой «Славы», из которой она возникла.
[1] Когда он достигает близости к источнику (любимому).
[2] Урок 38, пункт 3.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы