Темы: Еврей, Антисемитизм, Америка, Испания, Виктория Ходосевич
15 февраля 1493 года Христофор Колумб отправил в Старый Свет сообщение об открытии новой земли, которой суждено было стать символом свободы, процветания и веротерпимости. Чтобы оценить вклад великого мореплавателя в мировую историю надо взглянуть на его жизнь в контексте того неспокойного времени.
Колумб жил в Испании во времена инквизиции, когда «анусим» («принужденные»), «конверсос», «марранос» — евреи, насильственно обращённые в христианство, но тайно сохранявшие верность иудаизму, жили в постоянном страхе ареста, пыток и смерти. Жизнь самого Колумба полна загадок, о которых спорят историки. Точно не известны ни дата, ни место его рождения. Итальянцы утверждают, что Колумб родился в Италии, а испанцы настаивают на его испанском происхождении.
Исследователи Хосе Эруго, Отеро Санчес и Николас Диас Перес пришли к выводу, что Колумб на самом деле был «тайным» евреем, а истинной целью его экспедиции было вовсе не открытие морского пути в Индию. Письма и дневники Колумба проливают свет на то, кем в действительности был великий мореплаватель. Ученый-лингвист Эстель Иризарри, проанализировав сотни писем, пришла к выводу, что родным языком Колумба был кастильский вариант испанского или ладино — диалекта, на котором говорили испанские евреи. (Ладино относился к испанскому языку, как идиш к немецкому).
Другая деталь — необычные знаки в верхнем левом углу писем Колумба сыну. Это еврейские буквы «бэт» и «hэй» — сокращение слов «бэ-эзрат а-Шем» — «с Б-жьей помощью» на иврите. Евреи, соблюдающие Традицию, по сей день в своих письмах используют эту аббревиатуру. Неудивительно, что в письме, адресованном королю и королеве таких пометок нет.
Весьма любопытно также завещание Колумба. Десятую часть своего имущества он жертвовал неимущим и учреждал специальный фонд, обеспечивающий бедных невест приданым. Это очень напоминает традиционную еврейскую благотворительность. Кроме того он распорядился передать определённую сумму некоему еврею, жившему у ворот лиссабонского гетто.
Личная печать Колумба представляла собой переплетение букв и штрихов — знак, который часто применялся при оформлении надгробий на еврейских кладбищах Испании. Перед смертью мореплаватель дал сыновьям указание использовать этот знак как семейную печать и в будущем. По мнению британского историка Сесила Рота, автора книги «История марранов», этот знак представлял собой понятную только посвященным замену «Кадиша» — иудейской поминальной молитвы. Возможно, это завуалированная инструкция сыновьям читать по отцу Кадиш.
Принято считать, что экспедицию Колумба финансировали их величества Фердинанд и Изабелла, но на самом деле деньги на предприятие дали два высокопоставленных конверсос, Луис Сантангель и Габриэль Санчес, а также знаменитый Дон Ицхак Абарбанель. Этот факт наводит на размышления: почему они были заинтересованы в экспедиции Колумба?
В своей книге «Паруса надежды» Симон Визенталь выдвигает предположение, что истинной целью путешествия Колумба было — открыть новые земли, где евреи могли бы найти убежище от гонений. Другие исследователи считают, что Колумб отправился искать более короткий путь в Индию, чтобы добыть золото на организацию Крестового Похода — отвоевать Святую Землю и восстановить Храм. Возможно, Колумб также надеялся найти десять потерянных колен Израиля, недаром он взял с собой переводчика, владевшего ивритом.
Ещё один любопытный факт: изначально отплытие экспедиции было назначено на 2 августа, но в тот год 2 августа выпало на девятое число еврейского месяца Ав — день скорби для еврейского народа. Ни один еврей не рискнёт отправиться в опасное путешествие в такой день. Случайность ли, что Колумб перенёс отплытие на 3 августа — следующий день после того, как евреям Испании было предписано покинуть страну?
При поверхностном знакомстве с историей складывается впечатление, что Христофор Колумб был просто мореплавателем, который отправился искать морской путь в Индию и случайно открыл новый континент. Но когда мы больше узнаем о его жизни, перед нами предстаёт человек, одержимый поиском путей освобождения евреев Европы, которого рука Всевышнего привела в Новый Свет — Америку!
Барбара Пенн, по материалам Aish.com
Читайте: полный обзор темы Америка и евреи
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.