Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
При поверхностном знакомстве с историей складывается впечатление, что Христофор Колумб был просто мореплавателем, который отправился искать морской путь в Индию и случайно открыл новый континент. Но когда мы больше узнаем о его жизни, перед нами предстаёт человек, одержимый поиском путей освобождения евреев Европы, которого рука Всевышнего привела в Новый Свет — Америку!

Был ли Колумб евреем?

15 февраля 1493 года Христофор Колумб отправил в Старый Свет сообщение об открытии новой земли, которой суждено было стать символом свободы, процветания и веротерпимости. Чтобы оценить вклад великого мореплавателя в мировую историю надо взглянуть на его жизнь в контексте того неспокойного времени.

Колумб жил в Испании во времена инквизиции, когда «анусим» («принужденные»), «конверсос», «марранос» — евреи, насильственно обращённые в христианство, но тайно сохранявшие верность иудаизму, жили в постоянном страхе ареста, пыток и смерти. Жизнь самого Колумба полна загадок, о которых спорят историки. Точно не известны ни дата, ни место его рождения. Итальянцы утверждают, что Колумб родился в Италии, а испанцы настаивают на его испанском происхождении.

Исследователи Хосе Эруго, Отеро Санчес и Николас Диас Перес пришли к выводу, что Колумб на самом деле был «тайным» евреем, а истинной целью его экспедиции было вовсе не открытие морского пути в Индию. Письма и дневники Колумба проливают свет на то, кем в действительности был великий мореплаватель. Ученый-лингвист Эстель Иризарри, проанализировав сотни писем, пришла к выводу, что родным языком Колумба был кастильский вариант испанского или ладино — диалекта, на котором говорили испанские евреи. (Ладино относился к испанскому языку, как идиш к немецкому).

Другая деталь — необычные знаки в верхнем левом углу писем Колумба сыну. Это еврейские буквы «бэт» и «hэй» — сокращение слов «бэ-эзрат а-Шем» — «с Б-жьей помощью» на иврите. Евреи, соблюдающие Традицию, по сей день в своих письмах используют эту аббревиатуру. Неудивительно, что в письме, адресованном королю и королеве таких пометок нет.

Весьма любопытно также завещание Колумба. Десятую часть своего имущества он жертвовал неимущим и учреждал специальный фонд, обеспечивающий бедных невест приданым. Это очень напоминает традиционную еврейскую благотворительность. Кроме того он распорядился передать определённую сумму некоему еврею, жившему у ворот лиссабонского гетто.

Личная печать Колумба представляла собой переплетение букв и штрихов — знак, который часто применялся при оформлении надгробий на еврейских кладбищах Испании. Перед смертью мореплаватель дал сыновьям указание использовать этот знак как семейную печать и в будущем. По мнению британского историка Сесила Рота, автора книги «История марранов», этот знак представлял собой понятную только посвященным замену «Кадиша» — иудейской поминальной молитвы. Возможно, это завуалированная инструкция сыновьям читать по отцу Кадиш.

Принято считать, что экспедицию Колумба финансировали их величества Фердинанд и Изабелла, но на самом деле деньги на предприятие дали два высокопоставленных конверсос, Луис Сантангель и Габриэль Санчес, а также знаменитый Дон Ицхак Абарбанель. Этот факт наводит на размышления: почему они были заинтересованы в экспедиции Колумба?

В своей книге «Паруса надежды» Симон Визенталь выдвигает предположение, что истинной целью путешествия Колумба было — открыть новые земли, где евреи могли бы найти убежище от гонений. Другие исследователи считают, что Колумб отправился искать более короткий путь в Индию, чтобы добыть золото на организацию Крестового Похода — отвоевать Святую Землю и восстановить Храм. Возможно, Колумб также надеялся найти десять потерянных колен Израиля, недаром он взял с собой переводчика, владевшего ивритом.

Ещё один любопытный факт: изначально отплытие экспедиции было назначено на 2 августа, но в тот год 2 августа выпало на девятое число еврейского месяца Ав — день скорби для еврейского народа. Ни один еврей не рискнёт отправиться в опасное путешествие в такой день. Случайность ли, что Колумб перенёс отплытие на 3 августа — следующий день после того, как евреям Испании было предписано покинуть страну?

При поверхностном знакомстве с историей складывается впечатление, что Христофор Колумб был просто мореплавателем, который отправился искать морской путь в Индию и случайно открыл новый континент. Но когда мы больше узнаем о его жизни, перед нами предстаёт человек, одержимый поиском путей освобождения евреев Европы, которого рука Всевышнего привела в Новый Свет — Америку!

Барбара Пенн, по материалам Aish.com

Читайте: полный обзор темы Америка и евреи


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.