Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Это тяжкий грех — более серьезный, чем «обычное» осквернение имени Творца

От переводчика: Синагoга — еврейское слово греческого происхождения, которое означает «собрание» и является аналогом ивритского понятия «бейт кнессет» («дом собрания»). Это не просто помещение, в котором собираются евреи чтобы вместе молиться Вс-вышнему — синагога это нечто намного большее: после разрушения Иерусалимского Храма синагоги стали центрами религиозной жизни общины и своего рода «ковчегами», в которых сохранялась, развивалась и передавалась еврейская традиция.

Мудрецы Талмуда считали, что святость синагоги уступает лишь святости Храма и называли её «малым святилищем» («Мегила» 29а). Указание на это они видели в стихе: «… так сказал Г-сподь Б-г: хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они» (Йехезкель 11:16).

Cинагога играет огромную роль в еврейской жизни и сегодня. Важно отметить, что нынешняя синагога, на самом деле, практически в 100 процентах случаев, не является синагогой в ее изначальном понимании: «классическую» синагогу, где только молятся, вытеснил «бейт мидраш» («дом учения»), который часто по инерции именуют синагогой, и он действительно, как и синагога, используется для молитвы, однако, в отличие от синагоги, там еще и учат Тору.

В синагоге нельзя спать. Там нельзя есть и пить, если речь не идет о заповеданной трапезе. Однако поскольку сегодняшняя синагога — это не совсем то учреждение, которые изначально было принято называть «бейт кнессет», то для людей, которые используют данное место не только для молитвы, но и для изучения Торы, т.е. в качестве «бейт мидраша», в законе есть определенные послабления. Тем не менее, с точки зрения правил поведения во время молитвы нет никакой разницы между синагогой и «домом учения»: легкомысленное поведение в этом месте строго запрещено для всех. «Бейт мидраш», когда в нем молятся, имеет статус «бейт кнессета», т.е. является «малым святилищем», и мы обязаны, придя в это место на молитву, все время отдавать себе отчет, где мы находимся, перед Кем стоим, и как должно себя вести, поскольку сказано: «…и перед Святилищем моим трепещите» (Ваикра 19:30).

Огромной проблемой, наблюдаемой, к сожалению, во множестве синагог, являются разговоры о посторонних вещах во время молитвы. Эти разговоры не только представляют собой нарушение закона — они несут в себе большую опасность. Мы предлагаем читателям подборку высказываний великих учителей народа Израиля, опубликованных равом Меиром Давидом Шмуэли в книге «Кдушат бейт кнессет ве-бейт мидраш» («Святость дома собрания и дома учения»), о вреде, который наносят такие разговоры.

Знаешь ли ты, что вследствие пустых разговоров в синагоге и бейт мидраше:

— синагога, не дай Б-г, будет разрушена («Элияу Раба» от имени «Коль Бо»; «Орах Хаим», гл. 124, пар. 12);

— в конце концов, будет ночевать там труп еврея, которого некому похоронить («Мегила» 28б);

— это место станет местом идолопоклонства («Йевамот» 96б);

— ангел [смерти] станет хозяином этого места (Шла а-Кадош; «Хатам Софер», часть 2, стр. 309);

— евреи задерживаются в Изгнании («Зоар», «Ахарей Мот», 75б);

— возникает черное облако, которое не даёт молитве подниматься («Яарот Дваш», часть 1, проповедь 4).

Знаешь ли ты, что помимо того, что [болтун] наносит вред всему миру и своей синагоге, он также вредит своему телу и душе:

— у него нет удела в Б-ге Израиля ни в этом мире, ни в Мире Грядущем («Зоар», «Трума», 131б);

— он будет наказан за свой грех тяжкими карами («Тикуней Зоар», тикун 18, лист 66б);

— он нарушает повелительную заповедь Торы «и перед Святилищем моим трепещите» («Орах Хаим», гл. 151, пар. 2);

— слишком велик грех его для того, чтобы нести его (рабейну Йона «Игерет Тшува»);

— лишает себя трепета перед Небесами (Шла а-Кадош, глава «Ваеце»);

— называется «злым соседом» и должен поститься 40 дней, в каждый из которых [ему бы следовало] получать удары палками (Рокеах «Тикуней тшува»);

— нарушает «херем» рабейну Гершома1 («Йорэ Деа», гл. 334;»Беэр а-гола», 123);

— должен сидеть на земле и просить у троих людей, чтобы сняли ему отлучение с Небес, и помимо этого он становится нечистой колесницей для «ксиль эльйон»2 (Бааль а-Тания «Игерет а-Кодеш», 24);

— подобает кричать на него и стыдить прилюдно («Элияу Раба», «Орах Хаим», 124)

— лучше бы ему не приходить в синагогу, т.к. он грешит и вводит в грех других («Каф а-Хаим», 151, п.8);

— это тяжкий грех — более серьезный, чем «обычное» осквернение имени Творца (Хафец Хаим);

— про такого человека сказано, что он спускается в Преисподнюю (Адмор ми-Сатмар);

— за эти разговоры он опускается глубокоглубоко в Ад, и невозможно описать величину страданий и бед даже за один такой разговор (Виленский Гаон «Алим ле-труфа»);

— всё его тело обернут колючками (Бааль а-Турим, Дварим 26:19)

— его молитва не принимается на Небесах, помимо того, что он совершает ужасный грех «передвигания чужой межи»3 («Сефер Харедим», 66, п. 110).

Знаешь ли ты, что тот, кто не ведет будничные разговоры в синагоге и бейт мидраше:

— удостоится хороших детей;

— проживет долгую жизнь;

— Всевышний будет помогать ему;

— душа его будет уверенно покоиться с душами праведников в конце дней;

— его кости не сгниют;

— его пропитание не уменьшится.

И это помимо того, что Творец слышит его молитву, чтобы спасти его от врага и не дать врагу его уничтожить.

И об этом сказано в книге Шмот: «Творец будет воевать за вас». Когда? Когда вы молчите (в синагоге и бейт мидраше — от име ни адмора ми-Гур), не ведя будничных разговоров и не позволяя звучать там звонкам телефонов, и не только в час молитвы и учебы Торы.


1 Рабейну Гершом постановил, что за разговоры в синагоге на человека налагается бойкот — постоянное отлучение от общины.

2 Когда еврей полностью подчиняется доброму или, наоборот, злому началу, таким образом, что все его желания и стремления аннулируются под властью этого начала, он как бы становится «колесницей» этого начала. И как наши святые праотцы были «колесницей» святости, так и еврей, попавший на некоторое время всецело под власть сил нечистоты становится «колесницей» для этих сил. И «ецер а-ра» («злое начало»), которое книга «Зоар» называет «старым и глупым царем», подчинив себе душу еврея, делает его своей «колесницей». Время молитвы — это час Б-жественного раскрытия, не самого Творца, а Его великолепия, а если так, то еврей, не желающий вглядываться и видеть это великолепие, становится в этот момент «колесницей» для «высшего глупца» — «злого начала».

3 «Как тяжело наказание передвигающего межу ближнего, строящего дом свой на несправедливости. И горе передвигающему межу Царя, Б-га Воинств — размышляющему в Доме молитвы или в бейт мидраше о будничных делах или говорящему о них [и это как] “насиловать царицу в доме царя”. И запретили даже сказать “будьте здоровы” тому, кто чихнул в бейт мидраше, и тем более другие разговоры. А если уж есть необходимо поговорить, выйди наружу и поговори, ведь написано в книге Ваикра: “И перед Святилищем Моим трепещите”. И полагаются такому презрение и гнев. И если произносит человек слова “кдуши” (важнейшей части молитвы “Амида”, произнося которую люди уподобляются ангелам) и молитвы, а сердце его не со Вс-вышним, то о таком сказано в книге пророка Ирмеяу: “Меня, источник живой воды, оставили они, и высекли себе водоемы, водоемы пробитые, которые не держат воды”.

Из журнала “Мир Торы”


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.