Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История про иноверца, который хотел изучить Тору, стоя на одной ноге

Есть известное место в Талмуде (Шабат 31а): «Один нееврей пришел к мудрецу Шамаю и говорит: Сделай мне гиюр[1] при условии, что расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге. — Тот ударил его строительным метром, что был в его руке. — Пришел он к Гиллелю, чтобы пройти гиюр. Тот сказал: что тебе ненавистно, не делай другому. В этом вся Тора. Все остальное — комментарии. Иди и учи».

Раши разъясняет: «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай — это Святой, благословен Он. Не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг».

Для тебя Творец — ближний. Мы с Ним связаны, поэтому наше отношение к Нему может причинить Ему боль. Так говорит Шла акадош[2], комментируя слова «Б-г — твоя тень»: «Как тень. Ты с Ним играешь, и Он играет с тобой. Ты плачешь — Он плачет с тобой. А если ты с постным или мрачным лицом, так и Он к тебе. Он твоя тень: как ты с Ним, так и Он с тобой»[3].

К неевреям Он обращается как Господин, а не как «ближний». Они Его ранить не могут. Как у хозяина есть много рабов и рабынь, и если кто-то не выполняет своей работы должным образом, его это не обижает. Он может их наказать, но это не задевает его лично. В отличие, скажем, от жены, если она поступает с ним не так.

И все же не понятно, почему Раши не пояснил Гемару попросту — что имеется в виду друг (как он сам поясняет потом).

Но, согласно сказанному, здесь он открыл удивительную вещь. Нееврей[4], что пришел к Гиллелю и попросил научить его всей Торе, пока он стоит на одной ноге, достиг такой высоты, которой только могут достичь неевреи (а среди них и такие как Ноах и Шем). И у него больше не было возможности продвигаться и возвышаться (Рамбам постановил, что нееврей, исполняющий заповеди Торы, получает меньшую награду — как человек, который не обязан, но делает[5].)

И тот человек приходит к Гиллелю: Я уже достиг вершины, где же то, что отделяет гоя от еврея? Где грань, чтобы выразить ее одним словом?

Сказал ему Гиллель: «Люби ближнего твоего как себя — в этом вся Тора»[6]. И кто «твой ближний»? — Это то, что осознал Авраам авину: твой ближний — Творец! Он — твой друг, как сказано «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай». И Раши продолжает: не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг.

Это разъясняется в трактате Авот (5:2): «Десять поколений от Ноаха до Авраама — чтобы возвестить, как долго терпит Творец, потому что все поколения сердили и приходили, пока не пришел Авраам и получил общую награду». Что значит «сердили и приходили»?

Представим себя в зоопарке, где обезьяны показывают нам языки и корчат рожи. Кто станет на них сердиться, тому место рядом с ними.

Ноах при всей праведности думал: «Разве Творец сердится или огорчается моему поведению? Кто я? Пигмей. Что я могу Ему дать? Я в нем нуждаюсь, а Он во мне нет. Он может делать, что хочет. Вот, в его силах устроить потоп на земле. Я ноль по сравнению с ним, разве я могу сам себя освободить от изгнания и полностью вернуть царство»?! Ноах не понял сути.

Пока не пришел Авраам и не возвестил миру: Творец сердится и огорчается, Ему причиняет боль наше поведение! «Кто дал пощечину Израилю, будто дал пощечину Шхине[7]» (Сангедрин, 58б). Человек как бы может ударить по лицу Творца. Чтобы понять это, недостаточно уловить идею, нужна вера. Ноах знал, но не «верил»[8].

Это ани ледоди. Пока человек не осознал своего скрытого глубинного «я», обладающего силой дать что-то Творцу, он не приближается к служению Рош ашана, воцарению Всевышнего.


[1] Сделай меня евреем.

[2] Шней лухот абрит (Толдот Адам, Шаар агадоль).

[3] Как сказал царь Шломо: «Как лицо в воде к лицу». — Г.С.

[4] Нееврей.

[5] Его заслуга меньше, потому что он делает это по собственному желанию, а запрет или обязательство вызывают внутренний протест, его преодоление и является заслугой, способствует росту. — Г.С.

[6] Как мы знаем, он выразился немного иначе. — Г.С.

[7] Божественному Присутствию.

[8] Возможно, поэтому в Торе сказано, что Творец засчитал веру Авраама ему в заслугу — Г.С.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…