Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец не пожелал открыть Моше всю правду. Потому при всей мощи своей мудрости Моше-рабейну ошибся в одной тонкости.

В предыдущей статье автор поставил следующий вопрос: «Из-за того, что “взятка ослепляет глаза мудрых”, человек не видит своей вины — как же после этого он все-таки может обрести истину? Разве тот факт, что человек заинтересован в чём-то определённом, не свидетельствует о том, что он уже “подкуплен”, что другой стороне нанесён ущерб?»

И так автор ответил на него. Необходимо отметить, что и в такой ситуации истина не скрыта полностью: ведь даже после того, как человек соблазнится и скажет, что ложный путь истинен, при всём этом сам-то он в глубине души знает, что лишь путь правды истинен, но только будет считать ложь заменой правды.

И это одна из милостей Творца, благословен Он, что не дал власти нашему йецеру ара скрыть истину полностью. Благодаря этому каждый может выбрать сердцем своим истинно правдивый путь».

Вот на чём человек должен сосредоточиться, во что должен всегда вдумываться, чтобы уберечься ото лжи, ибо только истина реальна. Лишь когда человек проверяет все свои интересы путём такого сосредоточения, такого обдумывания, тогда он, как мы привыкли говорить, обладает «правдивым вѝдением».

Удивительно наблюдать, как приходит к человеку сила правдивого вѝдения и как в связи с этим человек несет ответственность даже за самую малую ошибку, которую был в состоянии этим правдивым вѝдением обнаружить .

Возьмём, к примеру, историю разведчиков (мераглим) — двенадцати именитых мужей из двенадцати колен Израиля, которых Моше-рабейну послал исследовать Обетованную Землю перед тем, как войти туда после полуторагодичного пребывания в пустыне.

Говорит мидраш наших мудрецов: «Сказал Израиль Моше-рабейну: Давай, пошлём людей перед нами. Спросил их: Зачем? [Ибо до этого такая просьба не возникала]. Сказали ему: Святой, благословен Он, заверил, что мы войдём в Страну Кнаана и завладеем всем её добром… И вот сейчас мы услышали, что этот момент приближается… Может быть, они [жители Страны] спрячут свои сокровища… и мы не найдём всего, и получится, что слова Святого, благословен Он, не исполнятся! Поэтому — пусть сначала пойдут разведчики…».

Обдумаем историю разведчиков и спросим себя: как это евреи этого поколения, которое называется «поколением знания» (Торы), вдруг так просто, так легко допустили ошибку и при этом считали, были уверены, что их желание послать разведчиков было исключительно Кидуш Ашем — Освящением Имени Всевышнего? Поколение получивших Тору, народ такого огромного знания и понимания, — и все как один не убереглись от ошибки?! Даже Моше-рабейну не устоял и ошибся, считая, что их стремление порождено страхом перед Небесами. Свидетельствует агада: Услышал [Моше] и попался в их западню, так как сказано [в Торе]: «…понравилось это ему…». Моше-рабейну всей глубиной своей мудрости понимал внутреннюю суть каждого человека и видел все силы его души, даже наиболее сокрытые. Но даже он не разглядел ошибки Израиля (а ведь человек понимает ошибку других лучше, чем свою). Как могло такое произойти? Нам необходимо понять: ошибка была столь тонка, что даже Моше-рабейну не сумел ее распознать. Мы учим это из того, что Святой, благословен Он, взыскал грех разведчиков с Израиля, но не с Моше.

Виленский Гаон, благословенна память о праведнике, пишет, что народ приходил к Моше, и каждый спрашивал о своём индивидуальном служении Творцу. И Моше учил их, каждого в отдельности, основываясь на том, что открыл ему Творец. Ведь даже самая великая мудрость не может самостоятельно разобраться в глубинных особенностях, в тонкостях сил души, но только с помощью Творца, благодаря своему пророческому дару, Моше разъяснял евреям законы Б-га, учил их Торе. Но в истории с разведчиками Творец не пожелал открыть Моше всю правду, как написано (в Торе): «Сказал ему: “Пошли себе”, то есть “если хочешь, посылай”. Потому при всей мощи своей мудрости Моше-рабейну ошибся в этой тонкости, ибо сам не мог ощутить её.

А сейчас вдумаемся: если Моше-рабейну, мир ему, не был наказан за эту ошибку, почему же было взыскано за неё с Израиля? Вот из этого мы извлекаем для себя большой урок: даже такую ошибку, которую не смог почувствовать Моше-рабейну у других, они сами могли бы увидеть своим правдивым вѝдением, если б только пожелали. Поэтому и были наказаны за неё плачем в поколениях. Однако во всём этом есть большое утешение для человека: он должен лишь очень стараться и сосредоточиться на истине, буквально прилепиться к ней, тогда йецер ара окажется не в состоянии заставить его ошибиться.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…