Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сожаление о неправильных поступках — это путь ко всем добрым делам

Сожаление /харата/ — это когда человек раздумывает и жалеет о своем поступке, если он сделал что-либо неподобающее. Это прямой путь в деянии «возвращения в покаянии» /лахзор бе-тшува/, потому что кто согрешил и покаялся, как будто не согрешил. И невозможно вернуться без раскаяния. Никогда грехи не будут искуплены, если грешник не сожалеет о них. Также и молитва не угодна без сожаления. Как может человек просить «Прости нам, Отец наш, ибо мы согрешили», если он не сожалеет о том, что согрешил? Это как если бы царский раб провинился перед царем и просил прощения, не сожалея ни о чем, но даже каждодневно повторяя свой проступок. Конечно же, царь еще более разгневается на него! Так же и тот, кто обирает людей и приходит каждый день просить царя простить ему, но снова обирает и грабит, — этот грабитель только увеличивает гнев царя просьбой о прощении. А потому пусть сожалеет о содеянном и молится, и исповедуется, и пусть утверждается в том, что более не совершит подобного, — тогда его молитва будет принята Создателем. Но совершить доброе дело и сожалеть об этом — весьма дурное свойство. Потому следует остерегаться сожаления в добрых делах, чтобы не потерять свою заслугу. Если ты дал бедному милостыню, а он рассердил тебя, — остерегайся сожалеть о добре, оказанном ему. Почему? Когда ты давал милостыню, твое намерение было во Имя Всевышнего, — вот эта твоя награда и сохраняется для тебя. И в делах житейских это свойство достойно порицания: когда человек не держит свое слово; сегодня обещал сделать что-либо, а назавтра сожалеет об этом и не исполняет; дает обет поститься или дать милостыню, или учить Закон, и сожалеет об этом, — это дурное свойство. И хотя сожалеть о дурном — весьма доброе свойство, хорошо бы человеку поставить себя так, чтобы не приходилось менять себя от обычая к обычаю, от качества к качеству. А предел добра — думать о добром и выбирать добрые обычаи и качества и вести себя в согласии с ними. И прежде, чем начать делать, следует человеку подумать, а сможет ли он исполнить это дело, а подумав, пусть держится своего решения. И не бегай от обычая к обычаю, потому что переменчивость весьма достойна порицания. Такой человек презираем обществом, даже если он перебегает от одного доброго свойства к другому доброму свойству, — в его делах не найдешь смысла, и нельзя полагаться на него.

Человек! Вернись, пока твое раскаяние имеет силу, и не откладывай до могилы, потому что в том твоем раскаянии отсутствует польза исправления. И если ты сделал что-либо против своего ближнего, раскайся и пойди помирись с ним. А если твой ближний провинился перед тобой и раскаивается, прими его. И если даже ты сомневаешься в искренности его раскаяния, — прими его. Но если ты укорил кого-нибудь жестким укором, и тот возненавидел тебя, как сказал Давид: «И с восстающими на Тебя ссорюсь» (Теилим 139; 21), не раскаивайся в той ссоре, потому что если ты раскаешься и попросишь прощения, укрепится он в своем заблуждении.

Сожаление — это путь ко всем добрым делам. Вот некто отлынивает от изучения Закона; сожалея о своем безделье, он решит заниматься Законом в полную силу. Другой не постарался молиться с большим вниманием; сожалея об этом, он подумает: «Как же я посмел стоять пред Великим Царем без должного внимания сердца?!» Третий привык к пустым разговорам; сожалеет и думает: «Что же я натворил?! Мне следовало приобретать жизнь в будущем мире, а я занимался пустяками!» А достигший пожилого возраста пусть сожалеет, если дни его прошли без служения Всевышнему. Держись этого правила: подумай в душе обо всем, что совершил, и о каждой заповеди, которую ты не постарался исполнить как должно, и обо всех постановлениях мудрецов, которые ты не всегда исполнял, и сожалей о каждом проступке отдельно. И подумай и поспорь с самим собой, и разгневайся на себя: «Как же я не стремился к тому, чтобы исполнить волю моего Создателя?! Как же я оставил без должного внимания постановления мудрецов, их добрые наставления и справедливые укоризны?!» Вот почему сожаление есть великое исправление всем заповедям и всем добродетелям.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…