Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Прощение, Еврейский дом, Рав Симха Коэн, Примирение, Ссоры и конфликты
Несвоевременная просьба о прощении связана с еще одной проблемой. Поскольку во многих случаях супруги не мирятся сразу после ссоры, и проходят дни и даже недели, пока не наступит мир, атмосфера в доме становится отчужденной, что создает дополнительную напряженность и с нею дополнительные обиды. Определенные вещи, которые супруги обычно делают друг для друга, не делаются, или же их количество уменьшается. Супруги меньше общаются, ходят с поникшим лицом, а улыбки и слова благодарности исчезают. Такая ситуация может подтолкнуть обидчика попросить прощения, чтобы вернуть семейную жизнь в привычное русло и прекратить ущерб, который наносится обоим. Но в теперешней ситуации обидчик сталкивается с дополнительной проблемой, из-за которой ему становится еще сложнее принести извинения. Он, действительно, уже готов попросить прощения за обиду, но опасается, что на него будет наставлен обвиняющий перст: принеся извинения, ты признаешь, что из-за тебя семья страдала на протяжении долгого времени.
То есть, зачастую человек готов взять на себя вину за нанесение обиды, но ему тяжело принять на себя вину за продолжительные страдания, которые создались вследствие этой обиды, и они не хотят услышать вопрос, который висит в воздухе: «Если уж ты признаешь свою ошибку, почему ждал столько времени»? Поразительно, как часто люди, знающие в глубине души, что ошиблись в чем-то, тем не менее, в течение многих лет продолжают доказывать свою правоту. И все из-за того, что они не готовы принять на свой счет последствия, сопутствующие этой ошибке. Ведь если бы он признал ее сразу, пострадавший супруг давно бы уже про нее забыл, и это облегчило бы ему эмоциональную связь с партнером по браку.
Родительское влияние
Довольно часто отказ от принесения извинений объясняется копированием поведения родителей, которые тоже не просили друг у друга прощения, или делали это наедине, в то время как ссорились в открытую, и дети были этому свидетелями. Иногда проблема связана не с извинениями, а с генеральной жизненной позицией: всеми своими действиями родители показывали, что не виновны в неудачах. Если, тем не менее, случались крупные или мелкие провалы и неприятности, они всегда перекладывали вину на других. Ясно, что их дети, с большой долей вероятности, тоже будут вести себя подобным образом.
Многие родители также не просят прощения у своих детей, если обидели их. Тем самым такие родители наносят ущерб важному аспекту личности ребенка, что весьма осложнит их жизнь в обществе и, особенно, в браке: этот ребенок, став взрослым, также не будет просить прощения у супруга и у своих детей.
Если родитель желает облегчить своим детям принесение извинений, ему стоит постараться просить прощения у супруга в их присутствии. Кроме того, он должен просить прощения и у детей, если он их обидел, даже если обида была незначительной. Вначале тем, кто не привык извиняться, делать это тяжело, они могут даже смущаться; но те, кто приучили себя просить прощения, уже после нескольких первых попыток ощутили, насколько это легко, приносит облегчение и стоит того.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы