Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Образование, Ассимиляция, Антисемитизм, Америка, История еврейского народа, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай
В двадцатые годы евреи продолжали подниматься на высшие позиции в разных сферах американской жизни. Опираясь на их довоенный прием, евреи переходили в высшие слои профессиональной американской жизни. Несмотря на дискриминацию, процентные нормы, недостаток начального капитала, евреи наводняли американские колледжи, университеты и профессиональные школы. Этому помогала древняя еврейская любовь к учению, выраженная присловьем «Тору учи и будь ученым», которое теперь переиначили в поговорку «Иди в колледж, получай профессию». Например, в Сити колледже в Нью-Йорке, который давал бесплатное образование, в основном учились евреи. В колледж старались идти все, он был ступенькой в дальнейшем продвижении. В двадцатых годах большинство американских евреев были торговцами, антрепренерами или рабочими. Но они мечтали о том, что их дети получат высшее образование, это стало целью еврейских родителей в Америке18. Все больше евреев становились врачами, адвокатами, экономистами и администраторами, несмотря на все усилия нееврейского общества ограничить их численность. Беньямин Кардозо и Луис Брандес стали членами Верховного Суда, первый из них оказал определяющее влияние на юридическую мысль Америки. Многие ведущие академики, писатели и известные люди были евреи, например Давид Сарнов19, Вильям Пэли20, Джордж Гершвин21, Ирвинг Берлин22 и Джером Керн23 вывели евреев на передний край американской жизни.
Общим знаменателем для всех евреев был отход от иудаизма и еврейской общины. Они старались избавиться от своего еврейства, многие вступали в смешанные браки, и все отказывались идентифицировать себя с какими-либо еврейскими группами или вопросами. Тем не менее, нееврейские лидеры консервативных групп в Америке кляли евреев в целом за ослабление американской морали. Они обвиняли их в том, что они закваска* которая привела к брожению двадцатых годов, к новой дикой Америке послевоенного бума, странным и упадочным нравам этой эпохи. И снова в результате пробудился антисемитизм, когда старой, установленной системе ценностей стали угрожать новые времена, в которые продолжалась эрозия англосаксонского протестантского влияния в Америке.
Популярные Мэдисон Грант24 и генеральный прокурор США Митчелл Палмер25 выступали против еврейского засилья в стране. «Красная угроза» стала звучать по всей Америке в начале 20-х, и поскольку многие американские евреи были иммигрантами из России, а некоторые даже лидерами большевистской революции, то евреев считали идентичными социалистам, большевикам и подпольщикам. В 1921 году была ведена иммигрантская квота, а в 1924 акт, который еще сильнее ограничивал иммиграцию евреев в США. Эти законы были изданы главным образом из-за опасения, что Америка в ближайшем будущем «иудаизируется». Поэтому в двадцатых годах еврейская Америка оказалась в плену противоречий: она оставалась страной огромных возможностей и неконтролируемой ассимиляции, но и унижения, дискриминации и неуверенности. Оторванный от корней, невротичный еврей так ярко изображаемый еврейской американской литературой, был продуктом этих противоречий.
В двадцатые годы в США распространяется консервативный иудаизм. Казалось, у него есть решение религиозных проблем американского еврейства: ортодоксия представлялась глупой, а реформа — слишком радикальной. Число, богатство и влияние консервативных конгрегаций Америки постоянно росло после Первой мировой войны. Еврейская теологическая семинария была признана светским еврейством и нееврейским миром как ведущая школа еврейской учености. Там было много ярких ученых, которые при этом соблюдали традиции в повседневной жизни. Она агрессивно представляла себя как американская школа интенсивного еврейского учения.
18 Эта ситуация слегка изменилась в восьмидесятых годах.
19 1891-1971. Основатель радио, а впоследствии телевидения NBC.
20 Родился в 1901 году, начал с изготовления сигар, основал CBS и до девяностых годов являлся председателем этой компании.
21 1898-1937. Музыкальный гений двадцатых годов, создатель «американской» музыки.
22 1888-1989. Урожденный Исраэль Белин, он стал великим американским композитором. В отличие от Берлина, который в какой-то момент крестился, другие, хоть и не соблюдали, но общины не покидали.
23 1885-1945. Знаменитый бродвейский композитор.
24 Автор скучной антисемитской работы «Уход великой расы», впервые опубликованной в 1915 году. Выступал за чистоту расы, клял евреев за новую американскую культуру, первую мировую войну и иное социальное зло.
25 Среди других нелепостей, Палмер провозглашал, что русскую революцию устроили богатые евреи-финансисты Нью-Йорка!
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.