Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Земля Израиля, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Споры, Ам Исраэль хай
В новой алие 1924 года присутствовал свежий и исторически важный элемент. Большая ешива из Слободки, возглавляемая равом Натаном Цви Финкелем и равом Моше Мордехаем Эпштейном, решила открыть отделение в Палестине. Эти два великие раввина вместе с сотней ведущих учеников Слободки покинули Литву и в 1924 году основали ешиву в Хевроне, где похоронены Патриархи. Известная во всем мире как ешива Хеврон, она внесла важный вклад в еврейскую жизнь в Палестине, символизируя вечную связь мира ешив с Землей Израиля и желание сделать позитивные шаги, чтобы обеспечить традиционный еврейский характер ишува.
Многие великие раввины и ученики ешив Польши и Литвы, вдохновленные примером Слободки, тоже поехали в Страну Израиля. Прежние ешивы Палестины ожили благодаря этим новым ученым, и возникли новые ешивы. Горизонты изучения Торы в Палестине, которые у многих ассоциировались исключительно с некоторыми районами Иерусалима, теперь расширились, укрепились, стали общеизвестными. Многие светские лидеры ишува не заметили этой новой силы, а другие не придали ей значения в истории развития нового еврейского общества в Палестине. Но время показало их неправоту. Ешивы в Палестине, как и в диаспоре, продемонстрировали свою жизнеспособность и влияние, намного превосходящие малое число студентов в этих центрах обучения. Там сосредоточились блестящие ученые и идеалистические лидеры, многие из которых стали раввинами, педагогами и строителями ожившего ишува Торы.
Но какой бы сильной ни была пропаганда еврейской иммиграции в Палестине, результаты разочаровывали. 20 годы предоставили для нее возможности: тогда ограничения британцев на въезд были умеренными, несмотря на арабское давление. Преемник Самуэля, лорд Пламер занял место в его офисе в 1925 году, был эффективным, способным, честным человеком и не принимал никакой чепухи от арабов в связи с их погромами. И все же в 1925-1933 годы в Палестину въехало мало евреев.13 Причин несколько: экономические трудности в Палестине посравнению с уровнем жизни евреев в других странах, интенсивно светская, социалистическая ориентация Еврейского агентства (Сохнута) и Гистадрута, непривлекательная для многих евреев, особенно ортодоксов, постоянная угроза арабского насилия и, наконец, инерция жизни, которая правит нами всеми. Следующее десятилетие показало, какую беду принесла европейским евреям их ошибка — то, что они не эмигрировали из Европы.
В 1929 году арабы устроили серию больших погромов в Палестине. Убили свыше 150 евреев и несколько сот искалечили.14 Еврейскую общину в Хевроне вместе с ешивой Слободка зверски уничтожили.15 Еврейскую собственность по всей Палестине разрушали и расхищали. С опозданием в это вмешалась британская армия и подавила бунт, но злостность политики муфтия стала очевидной. Арабы систематически использовали террор и насилие, чтобы изгнать евреев из Палестины. Эта политика существенно не менялась в течение 70 лет.
13 В 1927 году приехали 2713 человек и больше 5000 уехали. Проблема евреев, покидающих Палестину, йерида — поражала еврейский ишув в течение всего его существования.
14 В своей биографии «Испытание и ошибка», стр. 411, Вейцман пишет, что жена британского секретаря по иностранным делам сказала ему: «Не понимаю, что евреи подняли такой шум из-за нескольких десятков убитых в Палестине? Столько погибает в Лондоне в дорожных катастрофах, и никто на это не обращает внимания».
15 Арабы убили пятьдесят девять евреев, из них двадцать четыре были учениками ешивы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.