Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Виленский Гаон, Суккот, Этрог, Мирьям Климовская, Заслуги
Во времена Виленского Гаона однажды выдался год, когда невозможно было найти этрог для выполнения заповеди четырех видов растений на праздник Суккот. Торговцы из Литвы приезжали даже в Италию, но и там не было этрогов.
Гаон послал особого человека, чтобы тот, во что бы то ни стало, нашел для него этрог, даже если придется заплатить большие деньги. Пройдя долгий и нелегкий путь, посланник наконец нашел у одного человека великолепнейший плод. Но хозяин отказывался продавать такую драгоценность, какие бы деньги ему не предлагались! Тогда посланник, почти отчаявшись, в качестве последнего аргумента, раскрыл ему, для кого предназначался этрог. Услышав это, владелец этрога сказал: «Из уважения к Гаону, я готов отдать этот этрог бесплатно, но при одном условии: я получу награду, которая полагается ему в Будущем Мире за выполнение этой заповеди!» Посланник стал умолять его переменить свое решение, обещая вместо этого огромные деньги, но владелец этрога был непреклонен. Пришлось посланнику согласиться на это условие, он взял этрог, вернулся в Вильно и передал его Гаону. Тот был несказанно рад возможности исполнить заповедь с таким великолепием, но посланнику было не по себе: он страшился реакции Гаона на известие о цене, по которой достался ему этот этрог.
В канун праздника Суккот посланник пришел к Гаону и с волнением рассказал ему об этой сделке. К его удивлению, Гаон принял это известие с сияющим лицом! «Я готов уступить награду за заповедь, только бы у меня была возможность ее исполнить и доставить радость моему Создателю!» — воскликнул он. Рассказывают, что Гаон добавил: «Теперь у меня есть редкая возможность выполнить сказанное в Пиркей Авот: уподобляйтесь <в служении Всевышнему> рабам, которые служат господину не ради награды».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.