Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Война, Эрец Исраэль, Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Англия
Пока в 1915 году на всех фронтах шла безысходная бойня, Англия отчаянно искала выхода. Винстон Черчилль предложил начать военную кампанию против Османской империи, надеясь, что это будет серьезным ударом по тылу Германии и Австрии, нанесенным «в мягкий подбрюшник Европы». Но наступление потерпело неудачу в Галлиполи, и Британии пришлось отступить с турецкой земли. Однако это привлекло внимание союзников к Ближнему Востоку и его стратегическому значению.
Во время первой мировой войны в Палестине проживали, примерно, 100 000 евреев и 500 000 арабов. Из них 350 000 арабов переселились в Палестину за последние 30 лет, главным образом, чтобы поживиться за счет еврейского развития в стране. Такое явление продолжалось целый век еврейского заселения Палестины. Когда евреи создали сельское хозяйство и индустриальное общество по западному образцу, бедные и притесняемые арабы из соседних районов Османской империи хлынули в Палестину, намного превышая числом еврейских иммигрантов. «Арабское население Палестины было маленьким и ограниченным, пока еврейские поселенцы не сделали пустынные и заболоченные земли плодородными и доступными для использования арабов из соседних стран».7
Евреи в Палестине очень страдали от турецкого правдения в 1915 году. Турки выслали многих лидеров ишува,8 не давали другим вернуться в дома.9 Евреев вешали на стенах Иерусалима, собственность конфисковывали, над телами издевались. Голод, болезни и нищета свирепствовали в стране. Сотни евреев Иерусалима умерли от голода. Враждебность ишува к деспотическому правлению Кемаль-паши, турецкому губернатору, и его когорте, которая правила Палестиной, была глубокой и заслуженной. Маленькая шпионская организация, возглавляемая семьей Аронсон, называемая Нили,10 передавала информацию о турках британской разведывательной службе, но турки раскрыли организацию и казнили ее членов.
Но большинство восстаний против турок поднимали не евреи, а арабы. Под руководством знаменитого британского командира полковника Лоренса11 хашемитское племя с Аравийского полуострова начало войну с турками и изгнало их, за что получило грандиозные обещания британцев, когда после окончания войны на Ближнем Востоке произойдет передел.
Главные вехи войны с турками на Ближнем Востоке это вторжение Британии в Синай и Палестину в 1917 году и ее атака на Ирак, когда был взят Багдад. Под руководством генерала сэра Эдмунда Алленби (1861-1936) летом 1917 года британцы вытеснили турок из Газы, Беер-Шевы и Иерусалима, а затем полностью освободили Палестину. В декабре 1917 года Алленби скромно, пешком вошел в Иерусалим.12 Началась новая эпоха еврейской истории.
Хаим Вейцман интенсивно налаживал контакты с английскими друзьями сионизма перед войной и в военные годы. Но правительство того времени, в котором доминировала либеральная партия, было настроено не слишком дружественно по отношению к евреям и в частности к сионизму. С 1906 года Вейцман встречался и беседовал с Артуром Бальфуром13 о евреях, Палестине, Библии и сионизме. И лоббировал сионистскую проблему с Давидом Ллойдом Джорджем (1863-1945), Винстоном Черчиллем, Скоттом,14 лордом Керзоном,15 Марком Сикесом16 и Гербертом Самуэлем.
В конце 1916 года правительство премьер-министра Эскита пало, его заменил Давид Ллойд Джордж, а министром иностранных дел стал Бальфур. Вейцман, талантливый химик, сделал вклад в военную промышленность Британии, разработав новый метод производства важного химиката, что усилило уважение к нему в правительственных кругах. А потом он понял, что военные успехи Британии на Ближнем Востоке открывают перспективы для евреев в Палестине. Ллойд Джордж и Бальфур почувствовали, что от всего побоища этой войны может быть хоть какая-то польза, если дать еврейскому народу землю. Вейцман попросил правительство Британии, чтобы оно заявило о поддержке создания еврейского дома в Палестине.
Самым большим оппонентом Вейцмана в этом вопросе стал ассимилированный британский еврей Эдвин Монтегю (1879-1924), член кабинета и известный либеральный политик. Он выдвигал всевозможные причины, как принято у ассимилированных евреев, против принятия благоприятной для евреев политики своего правительства (и даже назвал эту декларацию антисемитской). Хотя он не достиг успеха, но ослабил формулировку заявления правительства о Палестине. 2 ноября 1917 года в Англии была провозглашена Декларация Бальфура. В ней говорилось:
Правительство Его Величества благосклонно смотрит на установление в Палестине национального дома еврейского народа и приложит все силы, чтобы это реализовалось. При этом ясно понимается, что не следует предпринимать никаких действий, которые могут ущемить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине, равно как и права и политический статус евреев в любой стране.
Как разрешить противоречие между первой и второй частями заявления британцы не сообщили, хотя было ясно, что создание еврейского дома в Палестине отразится на других общинах. Несмотря на это Декларация Бальфура получила всеобщее признание, как согласие Англии на создание еврейской Палестины.
Это произвело глубокое впечатление на еврейский народ, даже не сионистов.17 А сионистов побудило к лихорадочным усилиям — политическим, дипломатическим и организационным — и сделало Сион реальной возможностью для многих евреев. Декларация наэлектризовала евреев России и Польши, страдающих от жестокой войны, и усилила их поддержку сионизма. Она также легализовала сионистское движение в США, которое стало мобилизовывать общественное мнение в поддержку еврейского государства.18 Непрактичная мечта стала обретать реальные формы.
7 Так сказал председатель Американского христианского палестинского комитета доктор Карл Герман Восс в 1953 году.
8 Включая Бен-Гуриона и Бен-Цви.
9 Рав Кук, который был в Европе, когда началась война, был вынужден провести годы войны в Швейцарии, а потом Лондоне.
10 Аббревиатура слов пророчества Шмуэля: Нецах Исраэль Ло Ишакер — Превечный Израиля не обманет.
11 Лоренса Аравийского, 1888-1935.
12 В отличие от кайзера, который посетил Иерусалим в 1898 году, «возвышаясь на черном боевом коне, в белой церемониальной униформе и шлеме, на котором возвышался золотой орел». Согласно легенде, кайзер заставил турецкие власти сделать пролом в стене города рядом с Яффскими воротами, чтобы на своем коне и в шлеме с прусским орлом проехать, не склоняя головы!
13 1848-1930. Лидер консервативной партии, бывший премьер-министр Англии и член военного кабинета в правительствах Эскита и Ллойд Джорджа.
14 Издатель самой влиятельной газеты в Англии, Манчестер гардиэн.
15 1859-1925. Бывший вице-король Индии.
16 1879-1919. Главный политический офицер Британской армии на Ближнем Востоке.
17 Хафец Хаим увидел в этой декларации «небесный знак о грядущем освобождении Израиля», но боялся, что светское еврейство может отменить его наступление своим поведением. См. А-Хафец Хаим, его сына рава Арье Лейб А-Коэн Пупко, Варшава, 1937, стр. 178. И так же стр. 143 о том, что еще в 1890 году он чувствовал, что «пришло время, когда слышны шаги Машиаха, и евреи должны готовиться к возвращению в Страну Израиля и организовать изучение тех тем в Торе, которые специфически связаны с проживанием в Израиле».
18 Непрямое влияние на принятие декларации оказал и Луис Брандес.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.