Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В десятилетие перед первой мировой войной в Палестину прибывала вторая волна алии из Восточной Европы. Она отличалась от первой алии в конце девятнадцатого века тем, что новые иммигранты были в основном светские люди, социалисты, идеалисты и ревнители веры в то, что они должны не только построить новую страну, но и создать еврея нового типа и новый народ.

Темой второй алии был «еврейский труд». Колонисты были сердцем трудового сионизма, движения, которое основало и возглавляло государство Израиль первые три десятилетия. Они верили в святость труда и права пролетариата, боролись против эксцессов капитализма и религиозного диктата. И были убеждены, что еврейская история не имеет отношения к их жизни и целям. Это было постоянное и часто очень экстремистское усилие порвать со старой еврейской традицией и верой. Они ждали осуществления марксистской утопии и конечного триумфа международных рабочих движений. Практически они создавали сельскохозяйственные общины, киббуцы, где каждый трудился по способностям и получал то, что считало нужным и возможным дать ему общее собрание коллектива, где не было частной собственности, и даже личная жизнь семьи была подчинена общественной жизни. Дегания, Эйн-Харод, Гиват-Бреннер, Нахалал и другие общественные поселения были построены на их поте и крови. Они осушали болота, сажали эвкалипты, чтобы болота не вернулись, сворачивали горы, поднимали целину, и постепенно земля стала отвечать на усилия поселенцев. В 1908 году евреи двинулись из Яффо, чтобы начать строить новый еврейский пригород, который они назвали Тель-Авив (Холм весны). Потом он стал крупнейшим еврейским городом в мире.

В первой алие использовали арабский труд, чтобы возделывать земли, приобретенные бароном Ротшильдом. Но евреи второй алии провозгласили: «Пусть Израиль поймет, что еврейские землевладельцы не вернут земли Израиля, пока это не сделают еврейские рабочие».

Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви и другие, которые стали лидерами Государства Израиль через сорок лет, были типичными фигурами второй алии. Пламенные идеалисты, чрезвычайно трудоспособные, готовые на жертвы, и при этом презирающие еврейское прошлое и ненавидящие еврейский образ жизни в европейском изгнании.

Новый еврей, их идеал, должен был говорить на иврите, а не на идиш, ладино или арабском1, быть фермером, рабочим, воином и интеллектуалом. Он должен был быть нерелигиозным (если не антирелигиозным) и считать еврейскую традицию анахронизмом и ненужным бременем. Общины этих новых евреев не признавали субботу и Иом Кипур, у них не было синагоги и кошерной кухни. Они составили новый пасхальный седер на основе Маркса и Энгельса, Шавуот они сделали просто сельскохозяйственным праздником, Библию — литературным произведением, а религиозные ритуалы считали отвратительными и поэтому их запрещали.

Ишув аяшан и раввины Палестины пытались как-то влиять на жизненный стиль этих новых общин. В конце лета 1913 года ведущие раввины страны организовали Поход раскаяния, чтобы посетить новые поселения и поговорить с людьми из второй алии о традициях и еврейских ценностях.

Миссию возглавлял рав Авраам Кук, тогда бывший раввином Яффо, рав Йосеф Хаим Зонненфельд, ведущий раввин Старого ишува Иерусалима, рав Бен Цион Ядлер2, знаменитый Магид из Иерусалима, и рав Яаков Моше Харлап3, доверенное лицо рава Кука и рав района Шаарей Хесед в Иерусалиме. Визит этих раввинов в новые поселения привел к противоречивым результатам. В одних местах их встретили холодно, в других — с энтузиазмом. Некоторые поселения согласились устроить кошерные кухни, а другие отказались от всех предложений раввинов.

Эти результаты отразились в разном отношении раввинов, которые участвовали в этой миссии. Рава Кука странным образом очень ободрил этот опыт, и он всю жизнь чувствовал, что возвращение к традиционной жизни очень близко для левых участников второй алии и их потомков. А рав Зонненфельд был очень огорчен и шокирован тем, что увидел, и укрепился в своей прежней позиции: не идти ни на какие компромиссы со светским сионизмом и не принимать его никоим образом. Так одно событие противоположным образом определило позиции этих двух великих раввинов.


1 В первой алие свободно говорили на иврите лишь единицы, доминировал идиш. Принятие иврита как «официального» языка еврейского ишува в Палестине было достижением поселенцев второй алии, это их заставил сделать с невероятной настойчивостью один человек — Элиэзер бен Йегуда.

2 Одаренный оратор, ученый, педагог и лидер ишув аяшан.

3 1883-1952. Автор известной галахической работы, позднее глава ешивы Мерказ Арав в Иерусалиме

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.