Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Обучаться Торе следует у пожилых мудрецов, знания которых подобны зрелому вину. Числовое значение этого слова не случайно эквивалентно значению слова «секрет».

4:26 Раби Йоси, сын Йеуды, из Кфар-Абавли говорит: «Обучающийся у детей кому подобен? Тому, кто ест незрелый виноград и пьет вино из давильни. А обучающийся у стариков кому подобен? Тому, кто ест зрелый виноград и пьет старое вино».

Следует задаться вопросом: почему раби Йоси использует сразу два сравнения, уподобляя такого ученика тому, кто ест незрелый виноград, а также тому, кто пьет вино из давильни (т.е. еще не перебродившее)?

Тебе следует знать, что существуют два вида мудрости. Первый — это явная мудрость, и ее можно сравнить с виноградиной. Виноградина груба в сравнении с вином — текучим и прозрачным. Кроме того, виноградину видно саму по себе. Второй же вид — это утонченная, скрытая мудрость, которая подобна не винограду, а вину. Мы уже говорили, что напиток, текучий и лишенный грубости плотной материи, может сравниваться с утонченной мудростью. Кроме того, вино находится в скрытом виде внутри винограда. По этим причинам скрытая мудрость может быть уподоблена вину. И числовое значение самого слова «вино» на святом языке соответствует числовому значению слова «тайна», поэтому вино символизирует тайны Торы; и все это ясно.

Мишна называет незрелый виноград «бледным», желая указать на то, чем различаются зрелый и незрелый виноград. В материи зрелого винограда все заложенные в ней возможности уже воплотились, а в незрелом винограде природные силы по-прежнему скрыты и еще пока не проявились. Поэтому он еще «бледный», непроявленный, пока не созреет и пока его вкус и запах не воплотятся в реальности. А молодое вино мишна называет «вином в давильне» по той же причине: здесь вино еще перемешано с мезгой, само прозрачное вино еще не отделилось полностью от того, что его замутняет. И у детей все обстоит сходным образом: их разум заключен в материи как возможность, но пока еще не развился, то есть, не стал отделенным от тела, каким и должен быть разум. Другими словами, в юности мудрость человека еще не отделена от его воображения. А разум старца полностью свободен от материи, поскольку к старости телесные силы слабеют, а сила разума чрезвычайно возрастает, пока он не освобождается от ограничений тела. Наши мудрецы сказали об этом (Мишна, конец трактата Киним): «С годами у мудрых старцев прибавляется мудрости», — поскольку совершенно воплотившаяся мудрость свободна от тела. Этим (совершенный) разум подобен созревшему винограду, вкус которого уже отделился от материи плода, полностью воплотился и больше не заключен в этой материи как возможность. Кроме того, он подобен и старому вину, которое уже отделилось от выжимок и стало прозрачным. И вдумайся в этот пример, поскольку он совершенно справедливо уподобляет разум ребенка, заключенный в материи, незрелому винограду, вкус и запах которого еще не выделились из материи плода, и вину в давильне, полному примесей и непрозрачному; разум же старца он уподобляет созревшему винограду, вкус и запах которого выделились из материи плода и существуют теперь самостоятельно, и старому вину, отделившемуся от мезги и прочих примесей. И это следует понять.

И еще тебе следует понять, почему мишна приводит для сравнения сразу два примера: человека, который ест незрелый виноград, и другого, который пьет молодое вино. Дело в том, что молодого человека отличают сразу две особенности. Первая из них состоит в том, что его разум погружен в материальное тело, то есть, не свободен от материальности, как уже разъяснялось. Вторая же состоит в том, что кипение его природной теплоты, никогда не успокаивающейся, замутняет его разум. И, описывая первую особенность, то есть, неразрывную связь его разума с телом, мишна сравнивает молодого человека с незрелым виноградом: мы уже разъясняли, что у такого винограда вкус и запах еще не отделились от материи плода. А о второй особенности, о замутненности его разума природной теплотой и невозможности успокоиться, мишна говорит, что она подобна вину в давильне, замутненному выжимками. Ведь оно тоже бродит, и пузырьки газа не дают примесям осесть. А противоположность разуму юноши — разум старца, отделившийся от материальности, успокоившийся и переставший бурлить. Поэтому разум старцев прозрачен и незамутнен. И это — ясное и истинное объяснение. А связь этой мишны с предыдущей нет необходимости разъяснять, поскольку она понятна сама по себе.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…