Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Еврейская история, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы, Россия
«Просвещенные» евреи пренебрегали своей историей, забыли свои традиции и с презрением относились ко всему, что напоминало им о принадлежности к вечному народу. Они не понимали еврейские идеалы, поэтому иудаизм им казался ненужным бременем — так бежавший каторжник старается сбросить свои цепи — что же могло им компенсировать принадлежность к племени «христоубийц» и «эксплуататоров»? Как патетична была позиция тех, кто защищал смешение с русским народом посредством национального самоуничтожения. Жизнь и логика событий требовали, чтобы еврей определил свою позицию — больше невозможно было оставаться между двумя стульями. «Или человек открыто признает себя ренегатом или решит разделять страдания своего народа».1 К концу правления Александра банкротство политики Аскалы стало очевидным.
1Письмо из города Березовка в Русский еврей (СПб, 1881), номер 41, цит. по Гринберг, т. 7, стр. 56..
«Политическим идеалом Александра было государство с одним народом, одним языком, одной религией и одной формой администрации. Он делал все, что мог, для реализации этой идеи, русификации всей империи: вводя русский язык и русские школы для немцев, поляков и финнов, утверждая и распространяя православие за счет иных конфессий, преследуя евреев и расформировывая остатки немецких, польских и шведских организаций в отдаленных провинциях». Погромы, новые формы бесправия для евреев России, антисемитские кабинеты министров и администраторы — все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории восточноевропейских евреев.
Изгнания, депортации, аресты и избиения стали повседневным уделом евреев, не только низшего, но даже среднего класса и интеллигенции. Правительство Александра III вело военную кампанию против еврейского населения. В 1891 году с разрешения местных властей в Москве (на деньги железнодорожного магната еврея Полякова) была построена большая и очень красивая хоральная синагога в византийском стиле со звездой Давида на куполе.1 Но после ее завершения царская администрация потребовала купол полностью снять, а в 1894 году закрыла синагогу, предложив евреям две возможности: продать ее или превратить в «филантропическую организацию». Евреев изгоняли и преследовали, единственным выходом от ужасной тирании Романовых казалась только эмиграция.
1 Эту действующую центральную (хоральную) синагогу Москвы и России можно увидеть в центре Москвы, в переулке, идущем от Маросейки, рядом с Политехническим музеем. — Г.С
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы