Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если вы случайно выплатили займ с процентом, обратитесь к раввину. Любая подобная ситуация требует детального рассмотрения. Например, если займ не был возвращен полностью, проценты могут считаться частью возвращаемой суммы.

Вопрос:

Надо ли возвращать случайно полученный процент?

Ответ:

Все зависит от того, о каком проценте идет речь, т.е. кто его запретил - Тора или постановления мудрецов. Если процент запрещен Торой, его надо вернуть. Но если данный запрет ввели раввины, нет юридической обязанности его возвращать. Тем не менее, в некоторых случаях было бы правильным вернуть процент даже в таком случае.

В задачу автора не входит подробно объяснить, что является запретом Торы, а что раввинским запретом. Для этого пришлось бы разобрать множество разнообразных вариантов, относящихся к выплате процента. В каждом отдельном случае надо обращаться к компетентному раввину с вопросом, надо ли возвращать непреднамеренно взятый процент или нет.

Вопрос

Должник выплатил часть взятой суммы с процентом и лишь затем узнал, что поступил неправильно. Может ли он вернуть заимодавцу оставшийся капитал с учетом выплаченного процента?

Ответ

С этим вопросом надо обратиться к компетентному раву. Дело в том, что, пока не выплачена сумма, равная займу, оплаченный процент будет считаться частичным возвратом самого капитала; но как только должник выплатит остатки всего займа, получится, что он оплатил процент, — так считают многие авторитеты.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.