Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Добрые дела праведников остаются в этом мире после их смерти. А что оставим после себя мы?

И знай также, что даже если сам человек удостоился встать «в месте святости Его», то есть на самых высших ступенях, в месте пребывания Б-жественного Присутствия, — даже в этом случае только та изученная им Тора и только те исполненные им заповеди получают право подняться с ним туда, которые были исполнены ради важности их самих. И хотя в святомЗогаре и сказано, что Тора, изученная не ради нее самой, также имеет силу защитить человека от наказания в аду (и из истории с Ахером, приведенной в Талмуде, можно сделать тот же вывод), — тем не менее подняться над небесами она не может, пока не выучена ради нее самой. И Талмуд говорит об этом прямо, как будет показано ниже.

И вот, читатель, я расскажу историю, из которой можно извлечь поучение по нашей теме. Один человек решил ехать в Святую Землю, взяв с собой своих сыновей и остальных домочадцев. Продал он свой дом и свое дело, которые были у него здесь, взял «сверток серебра своего в руку свою» и запасся всем, что может понадобиться в пути. И когда они добрались до порта, где стоял их корабль, капитан, ссылаясь на судового врача, сказал: «Я не имею права взять туда тебя с сыновьями». Тот заплакал, стал умолять его, но капитан объяснил: «Среди твоих сыновей есть такие, которые не могут перенести морского воздуха. И не думай, пожалуйста, что в другое время они смогут плыть по морю: их тело очень ослаблено, и морское путешествие противопоказано им навсегда. Так что придется тебе оставить половину сыновей здесь». И когда пришло им время прощаться — как описать рыдания и горе сыновей и их старого отца, который никогда уже не вернется из Святой Земли, и не увидеться им больше никогда.

И все это прямо касается нас. Известно, что есть дети телесные, а есть — духовные: это добрые дела. И как в этом мире вся любовь и вся радость человека — видеть сыновей своих, цветущих, как масличный сад, вокруг своего стола, так и вечное наслаждение человека в вышнем мире — в постоянном дружеском общении с ангелами, возникшими из его добрых дел. Они ведь по-настоящему близкие и любимые друзья его, и относится он к ним как к сыновьям.

То, что порождение праведников — их добрые дела, известно всем (так говорит Раши в главе «Hoax». — Прим. сост.), и стих говорит об этом намеком: «И человек — святыни его ему будут принадлежать». И если человек удостоится того, что его душе ничто не помешает вернуться прямо к Б-гу, в то место, откуда она была взята, — праведность ее будет предшествовать ей, по слову Писания: «И пойдет перед тобой праведность твоя». Ведь человек, пока жив, совершает многие тысячи добрых деяний, и из каждого возникает духовная сущность, как написано в святом Зогаре. Когда же срок его жизни истекает и дух возвращается к Б-гу, все эти сущности страстно хотят подняться вместе с душой ввысь. Но знай, что только такие деяния могут подняться ввысь, то есть над небесами, которые были сделаны во имя заповеди; у тех же, что были совершены по другим причинам, хватит силы лишь на то, чтобы подняться до небес. (Так говорится в трактатеПсахим, 50: «Один стих говорит: “До небес милость Твоя”, а другой — “Превыше небес милость Твоя”. Здесь нет противоречия: один стих говорит о делающих ради заповеди, а другой — о делающих не ради заповеди». — Прим. сост.) И когда человек видит, что те многочисленные заслуги, которые он заработал в жизни, предшествуют ему, как сказано: «И пойдет перед тобой праведность твоя», — как велика его и их радость! Но она — лишь до небес. Когда же захотят они подняться вместе с душой дальше, над небесами — против воли придется им расстаться, ибо не будет у них сил для дальнейшего подъема. И как описать их горе, когда придется им разлучиться навсегда и никогда больше не увидеться! Ведь в трактате Шабат, 153, сказано, что в течение двенадцати месяцев душа поднимается и спускается обратно, но по истечении этого срока достигает Престола Славы Его и больше уже не попадает никогда. Поэтому пусть человек позаботится, чтобы, пока он еще жив, изучал Тору и исполнял заповеди в цельности (то есть во имя их. — Прим. пер.), и тогда будет он счастлив, и благо будет ему.

И в трактате Шабат, 31, приводится высказывание Реш-Лакиша и Равы о том, что человек должен стараться, чтобы вся Тора и все заповеди, которые человек скопит в этом мире, были бы окружены ореолом трепета пред небесами.

Торат гa-Баит, 8


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…