Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Некоторые люди по доброте душевной или из-за других соображений переписывают на себя чужие долги. Их возврат может оказаться сопряженным с запретом на проценты, даже если речь идет о компании, подписавшей этер-иска.

Когда берешь на себя долги другого еврея или выплату его ипотечной ссуды, может возникнуть проблема процента. Рассмотрим следующие примеры.

Случай 1

Вопрос

Реувен задолжал финансовой компании 5000 шекелей, которые, кстати говоря, у него есть, и он собирается их заплатить. Но тут оказывается, что Шимон, его знакомый, срочно нуждается в наличных деньгах. Шимон просит Реувена: «Одолжи мне эту сумму, и я оплачу твой долг финансовой компании плюс все будущие проценты». Можно ли пойти ему навстречу?

Ответ

Нет, поскольку Реувен продолжает оставаться должником финансовой компании. Поэтому Шимон, становясь должником Реувена и выплачивая проценты финансовой компании, приносит выгоду Реувену, который в действительности сам должен выплатить компании установленный процент. В результате нарушается запрет на выплату процента между евреями.

Случай 2

Вопрос

Леви осталось выплатить 89 тысяч шекелей по ипотечной ссуде, которую он взял на покупку дома. Теперь он собирается продать этот дом Йеуде за 100 тысяч шекелей. Йеуда не может получить ипотечную ссуду, поэтому Леви делает ему встречное предложение: пусть Йеуда обяжется выплатить за него оставшуюся часть его ссуды, доплатив 11 тысяч наличными. Разрешена ли такая сделка?

Ответ

Нет. Дело в том, что дом продается за 100 тысяч шекелей. Из этой суммы Йеуда выплачивает 11 тысяч, а оставшиеся 89 тысяч он будет выплачивать в виде долга. Плюс проценты ипотечной компании! Получается, что, выплачивая проценты ипотечной компании вместо Леви, он как бы платит проценты самому Леви, который все еще должен 89 тысяч и проценты ипотечной компании, где он взял ссуду. Запрещение действует даже в том случае, когда компания — еврейская и действует на основании этер-иска.

Возместимые расходы по займу

Заимодавцу разрешено взыскивать с получателя ссуды определенные расходы, которые он понес в связи с ее предоставлением.

Категория I. Расходы на оформление документов

Получатель ссуды должен оплатить расходы на составление всех юридических документов.

Категория II. Расходы, связанные с оформлением залога на ссуду Если ссуда получена под закладную, все расходы, связанные с оформлением закладной и страхованием закладной собственности, можно возложить на получателя ссуды.

Категория III. Расходы по выплате долга

Расходы, связанные с усилиями по возвращению долга, тоже необходимо возмещать. Сюда входят стоимость писем с напоминанием и оплата услуг адвоката, если дело дошло до суда.

Расходы, которые не разрешается взимать

С получателя ссуды нельзя требовать возврата следующих дополнительных расходов:

а) проценты, уплаченные заимодавцем, чтобы получить деньги под заем

б) потерянные доходы заимодавца, которому пришлось изъять одолженные деньги из прибыльного дела.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.