Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Аскала, Раби Шнеур-Залман из Ляд, Война, Земля Израиля, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Траур по Храму
Евреи в Восточной Европе разделились в своем отношении к Наполеону и развязанной им войне. Многие приветствовали его приход. Крупные хасидские лидеры поддерживали его цель завоевать Россию и считали, что война против царя может быть предсказана у пророка битвой Гога и Магога, которая предшествует приходу Мессии.1 Но великий лидер и защитник хасидизма того времени, рав Шнеур Залман из Ляд2 противостоял Наполеону и требовал, чтобы евреи оставались лояльными царю и России, несмотря на жестокое отношение и заключение, от которого он сам пострадал от русского правительства. Его резон был совершенно ясным: «Если победит Бонапарт, евреи разбогатеют, но отойдут от Торы, а сердце Израиля отдалится от Отца в Небесах».3
Он хорошо понимал опасности традиционной еврейской жизни, которое несло французское Просвещение в лице Наполеона. Все материальные преимущества для евреев от его победы будут нивелированы потерей еврейской самоидентификации, цели и религиозных верований и практики. Рав Шнеур Залман сознавал великую конфронтацию между западными, светскими ценностями и свободами и традиционным еврейским образом жизни согласно Торе. Эта борьба — суть истории евреев девятнадцатого века.
Хотя Наполеон потерпел поражение, его поход в Россию создал новую Восточную Европу. Идеи и цели Французской революции, надежды на светское гуманистическое общество и светлое завтра теперь наводнили Польшу и Россию. Они повлияли и на еврейскую жизнь. Наполеон послужил проводником Аскалы (еврейского Просвещения), помог ей внедриться в еврейство восточной Европы. Как он разрушил старые общества Европы, так Наполеон бросил еврейское общество навстречу Европе и оставил в нем семена брожения, недовольства и радикализма, которые стали серьезным испытанием для его давней способности выживать и процветать.
Стоит расширить тему о Наполеоне и еврейском народе. Менее известна, вероятно, потому что не осуществилась, его инициатива, если она была искренней, создать еврейское государство в Израиле. Пребывая в Акко, Наполеон выяснял возможность основания еврейского государства на древней земле Израиля. В том же году он разослал во все еврейские общины Франции прокламацию, в которой убеждал евреев возвращаться в страну своих отцов:
Штаб главнокомандующего, Иерусалим.
«1-го флореала 7 года Французской Республики (20 апреля 1799г). Бонапарт, главнокомандующий армий Французской Республики в Африке и Азии, к Законным Наследникам Палестины.
Евреи, единственная в своём роде нация, которую за тысячу лет страсть к завоеваниям и тиранство смогли лишить только наследственных земель, но не имени и национального существования! Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами наций, даже если вы не одарены талантом пророков, как Исайя и Иоэль, вы давно чувствовали то, что предсказали эти провидцы с прекрасной и возвышающей верой, когда увидели надвигавшееся разрушение своего царства и отечества. Вот что они предсказали: И возвратятся избавленные Господом, и придут в Сион с ликованием; и радость вечная будет над головой их [от обладания и отныне бесспорного владения их наследством] (Исайя 35:10).
Восстаньте, ликуя, изгнанники! Война, беспримерная в летописях истории, которую, обороняясь, вела нация, чьи наследственные земли её враги считали добычей, чтобы разделить ее росчерком пера правительств, по их произволу и как им удобно, отомстит за ваш позор и позор самых отдалённых наций (давно забытых под игом рабства) и за навязанное вам почти двухтысячелетнее бесчестье. В такое время и при таких обстоятельствах, которые, казалось бы, меньше всего благоприятствуют выдвижению ваших требований и даже их выражению и как будто заставляют полностью отказаться от этих требований, она (Франция) предлагает вам теперь, именно в это время и вопреки всем ожиданиям, наследство Израиля!
Доблестная армия, с которой Провидение послало меня сюда, под руководством справедливости и сопровождаемая победой, установила мою штаб-квартиру в Иерусалиме, и через несколько дней перенесёт её в Дамаск, близость которого больше не наводит страх на город Давида.
Законные Наследники Палестины! Наша великая нация, которая не торгует людьми и странами, как делали те, которые продавали ваших предков всем народам (Иоэль 3,6), ныне призывает вас, на деле, не отвоевывать ваше наследство, а лишь принять уже завоёванное и удерживать против всех пришельцев, получая гарантии и поддержку нашей нации.
Поднимитесь! Покажите, что некогда превосходящая сила ваших угнетателей не подавила смелость потомков тех героев, братский союз с которыми делал честь Спарте и Риму (Макк. 12, 1—14), и что две тысячи лет рабского обращения не смогли ее подавить.
Спешите! Сейчас момент, который может не вернуться тысячи лет — потребовать перед народами всего мира и, вероятно навсегда, восстановления ваших прав, в которых тысячи лет вам позорно отказывали, не давая вам политической свободы, чтобы вы жили как нация среди наций, и ограничивая ваше естественное право открыто поклоняться Богу в соответствии с вашей верой».
Это одно из самых волнующих и энергичных предложений, когда-либо сделанных евреям. Верно, у Наполеона были политические соображения, но нельзя отрицать, что он понимал исключительные отношения между евреями и их родиной.
Есть история, которая может пролить свет на позицию Наполеона. За несколько лет до этого эпизода он проезжал со своей свитой по Парижу в день поминовения Девятого ава (когда были разрушены Первый и Второй иерусалимские Храмы и произошли в течение тысяч лет многие другие трагедии еврейского народа). Когда Наполеон въехал в еврейский квартал, он увидел, что улицы совершенно пустынны. Удивленный он зашел в синагогу и увидел, что она полна сидящими на полу евреями, которые плакали и читали траурную элегию пророка Иеремии.
Наполеон спросил раввина, что случилось? Почему все евреи в таком горе? Может быть, умер один из лидеров общины? Или случился погром, о котором не знает Наполеон?
— Хуже, — ответил раввин. — Был разрушен наш Храм, и Нас изгнали из нашей родной земли!
— Да. Но это произошло 1800 лет назад, — сказал Наполеон.
— Нет, — ответил раввин, — это случилось лишь час назад!
Наполеон спросил, что это значит, и раввин ответил, что для евреев все это произошло как будто сейчас! Вся история как бы и не двигалась с момента разрушения Храма и изгнания евреев с Обетованной земли.
Когда Наполеон осознал глубину его ответа, он воскликнул, что если евреи до сих пор так сильно переживают из-за своего Храма и родины, они, несомненно, удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не сможет им помешать вернуться на свою землю. (Из эссе Н.Л. Кардозо в защиту Израиля. — ПС.)
1 Толдот адорот, т. 3, стр. 143. Ребе Менахем Мендель из Риманова возглавил группу евреев, которые приветствовали Наполеона. Провидец из Люблина (Хозе) более подозрительно относился к этой ситуации и старался унять мессианскую лихорадку, вызванную вторжением «Великой армии» Наполеона.
2 В Хабаде рассказывают: Алтер Ребе считал, что Наполеон — сильнейший маг-чернокнижник и его цель — уничтожить еврейский народ, и боролся с ним в мистическом плане. Когда французские войска приближались к месту его проживания, он, полагая, что для его поимки будет послан особый отряд, опередив его, бежал. Но по дороге спохватился, что оставил в доме старый тулуп, и послал за ним своего слугу, хотя того могли взять в плен. Он думал, что Наполеон, колдуя над тулупом, сможет причинить ему вред. — Г. С. Более детальное описание этого знаменитого лидера в гл. 11.
3 Письмо раву Моше Майзельсу от рава Шнеур Залмана цитируется в Толдот адорот, т. 3, стр. 139.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.