Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда поколение не в силах кардинально изменить свое поведение, следует начать с главных вещей. Их соблюдение поможет полностью прийти к жизни по Торе.

Рассказанное здесь должно очень сильно помочь каждому исполнять предписания Торы. Мудрецы Талмуда говорят так: «Пришел Давид и свел их (основы веры) к одиннадцати, как сказано: “Б-же! Кто будет жить в шатре Твоем, кто поселится на горе святости твоей?” Пришел Миха и свел их к трем (…). Пришел Хаввакук и свел их к одному, как сказано: “И праведник верою своей будет жив”». Здесь не имеется в виду, Б-же упаси, что все они призывали выполнять лишь те заповеди, которые подчеркнули. И Хаввакук тоже не имел в виду, что требуется только вера. Ведь в Торе записано: «Не добавляй и не убавляй», а также: «Скрытое — Г-споду Б-гу нашему, а открытое — нам и детям нашим навечно, чтобы исполнять все слова Торы этой». И еще несколько стихов Торы говорят то же самое.

Вот что имеется здесь в виду. Каждый из этих людей видел, что его поколение просто не в состоянии настолько собраться с силами, чтобы исполнить все целиком. Поэтому каждый посоветовал своим современникам обратить особенное внимание хотя бы на главные вещи, от которых со временем можно перейти к полному соблюдению заповедей. Как если бы человек тонул в глубокой реке и вдруг увидел дерево, склонившееся над водой, — сначала он высунет руку из воды и ухватится за одну крепкую ветку, чтобы удержаться на поверхности, а затем уже обхватит ствол и закричит, созывая людей на помощь.

То же самое сделал Хаввакук, когда советовал наибольшее внимание уделить вопросам веры — имеется в виду вера в Б-жественную Тору (ведь человека, не верящего в Б-жественную Тору, не стал бы пророк называть праведником ни в коем случае, а стих говорит: «И праведник верою будет жить»), А на этой вере уже можно основать исполнение всей Торы. Ведь даже если прочесть текст Торы, понимая лишь простой смысл, придет душа в благоговейный восторг! (И я обращаюсь здесь к тем людям, которые говорят, что верят, но при этом почти не тратят сил на исполнение заповедей Торы; и тем более нет у них любви к Торе: из-за многих грехов наших не дают они своим детям изучать Тору. — Прим. сост.)

И вот с чем можно было бы сравнить это. В некоем месте правил великий царь, знаменитый всюду своей мудростью — не было в мире второго такого мудреца! И властвовал он над несколькими провинциями. Однажды поехал он вместе со своими знатными военачальниками и наместниками, а также несколькими тысячами войска в маленький городок. Собрал царь жителей и говорил с ними лицом к лицу, чтобы побудить их сделать что-то для него.

Что сказали бы люди, узнав об этом? Разумеется, вот что: «Раз этот царь превзошел мудростью всех людей, то что можем мы подумать о его решении собрать всех министров и поехать в этот маленький город, чтобы говорить с его жителями о каком-то деле? Пусть мы и не понимаем, чем так уж важно это дело, — но можем быть уверены, что на самом деле это — задача выдающей важности, от которой зависит благополучие всего царства».

И если уж мы сказали бы так даже о земном царе, то уж тем более и в тысячу тысяч раз больше — о Царе царей всех царей, Святом, благословен Он! А в Торе написано прямо, что Он спустился на гору Синай на глазах всего народа. И совершенно не по положению Его спускаться из места обитания святости Его, Седьмого неба, в нижний, материальный, мир (ведь весь этот мир — не больше горчичного зернышка даже в сравнении с миром небесных светил, согласно утверждениям исследователей. — Прим. сост.). И когда Мидраш перечисляет спуск на десять уровней ниже (описанных в Торе ситуаций, когда персонажи оставляли подобающий им уровень. — Прим. тр.), спуск Б-га на гору Синай там тоже упоминается.

Спустившись же, Б-г повелел собрать к Нему весь народ, чтобы говорить с ним, как сказано: «…когда сказал Б-г мне: Собери Мне народ этот, и сообщу Я им слова Мои». И вот явился Он сюда с десятками тысяч ангелов святых и принес свиток Торы, как сказано: «Б-г с Синая пришел (…) и явился с десятками тысяч святых, из правой руки Его — огонь Закона для них». (Дело в том, что в данных тогда Десяти Заповедях заключена вся Тора, как написано в трудах Первых мудрецов наших. — Прим. сост.) И в Псалмах также написано: «Колесница Б-га — тысячи десятков тысяч, с которыми появился Б-г на Синае в святости».

И беседовал Б-г с народом лицом к лицу (если только можно так сказать), согласно свидетельству Торы: «Лицом к лицу говорил Б-г с вами». И он наставлял его в соблюдении Торы, как рассказывается в главах Итро и Ваэтханан. И всего этого удостоились мы лишь в заслугу праотцев наших святых, ибо сказано в Торе: «Вот, Б-гу, Г-споду твоему, принадлежат небеса и небеса небес, земля и все, что на ней; только отцов твоих возжелал Б-г, любя их, и избрал потомство их после них — вас, — из всех народов…» И все это — лишь ради нас (ибо Ему-то все равно, как свидетельствует стих: «Если ты праведен, что ты (этим. — Прим. пер.) дашь Ему? Если же захочешь ты стать злодеем, — чем сможешь ты повредить Ему?»). Писание говорит об этом так: «И повелел нам Б-г исполнять все правила эти, чтобы благо было нам все дни…»

И если вдумается человек во все это и представит себе, как Он Сам взял на Себя труд (если можно так сказать) во всем Почете и грозности своей явиться к нам в наше низкое жилище, в этот мир, чтобы говорить с нами, и что Он Сам принес нам Тору — с какой покорностью и с какой радостью принял бы он Тору Его и сколь охотно стал бы исполнять все сказанное в ней! А если люди поступают наоборот: и сами не обращаются лицом к Торе, и детям своим не дают изучать ее, — какое горькое оскорбление наносят они ей!

Можно сравнить это с тем, как царь вручает своему слуге почетный орден, который к тому же усыпан бриллиантами и стоит несколько тысяч золотых, а слуга отказывается принять его или принимает, но никогда не носит на груди. Разве не наносит он царю оскорбления своим поведением, и если узнает царь об этом, разве не сочтет он этого слугу бунтовщиком? О Торе можно сказать то же самое: ее вручил нам Сам Святой, благословен Он, лично, и драгоценнее она, чем жемчуг! Так что своим поведением эти люди демонстрируют лишь недостаток веры.

И все, что мы сказали, содержится в высказывании из трактата Авот: Сказал рабби Йегошуа бен Леви: «Каждый день с горы Хорев исходит голос, провозглашающий: “Горе людям, нанесшим обиду Торе!”» И непонятно, кто же на самом деле слышал этот голос, и многие комментаторы обсуждают это. Мне же представляется, что этот «голос» есть отзвук того грозного голоса, который звучал, когда на гору Хорев спустился Святой, благословен Он, лично, и заговорил с нами, и даровал нам Тору. И если человек отказывается принять ее в радости и исполнять, тот самый голос как бы объявляет нам: «Горе людям, нанесшим обиду Торе!»

Сказанное нами на самом деле прямо написано в одном из стихов Торы в главе «Ваэтханан»: «Только остерегайся и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыть те вещи, что видели глаза твои, и чтобы не отошли они от твоего сердца все дни жизни твоей; и сообщи их сыновьям твоим и сыновьям сыновей твоих: день, когда стоял ты пред Г-сподом Б-гом твоим в Хореве, когда сказал Б-г мне: “Собери Мне народ этот, и сообщу я им слова Мои”». Смотри, Писание говорит: «…и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыл ты… все дни жизни твоей». Отсюда мы можем заключить, что это — главнейшая основа Служения Б-гу. И именно это имел в виду Талмуд, когда сказал: «Пришел Хаввакук и свел их к одному», то есть к вере в Тору. Будет у человека вера в Тору — с течением времени он непременно начнет исполнять ее всю.

Хомат га-Дат, 12


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.