Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Принимая решения, человек должен руководствоваться Галахой. История о том, как тщательное соблюдение субботы позволило одержать победу на выборах.

Президентские выборы в США завершились. Через считанные месяцы «предвыборная лихорадка» охватит израильских политиков. Всё свободное пространство будет завешено плакатами и листовками, зимний воздух наполнится обещаниями и лозунгами, а уважающие себя партии выплатят солидное жалование политтехнологам и специалистам по рекламе. Но как показывает следующая история, лучшим политтехнологом является… сам Всевышний.

В 1927-м году в Бриске (Брест-Литовске) должны были состояться выборы в Совет еврейской общины. Эта организация обладала огромным весом, выполняя функции полноценного органа самоуправления. За водопровод и чистоту улиц отвечал муниципалитет, а вот функционирование системы образования, заключение браков и другие важные сферы являлись прерогативой Совета общины.

Ветра эмансипации делали свое. Фаворитами предвыборной гонки являлись нерелигиозные и даже антирелигиозные партии. Поддержка, который пользовались члены религиозного списка, была минимальной.

Раввин Бриска, р. Ицхак-Зеэв а-Леви Соловейчик, поначалу открыто не вмешивался в предвыборный процесс. Но после того, как стало ясно, что религиозный список ожидает поражение на выборах, раввин составил открытое письмо к членам общины. Он обрисовал неблагоприятную в духовном смысле атмосферу, сложившуюся в городе по вине движений, которые призывали к отказу от еврейских традиций. В завершение р. Соловейчик однозначно указал: тот, кто голосует за религиозных кандидатов, приумножает заслуги людей. Тот же, кто отдает свой голос нерелигиозным активистам, вводит их в грех! Раввин также напомнил, что голосование является тайным, и о его результатах знают только Б-г и сам проголосовавший…

85 лет тому назад печатные машины работали достаточно медленно. Пока письмо р. Соловейчика было набрано и размножено, наступила пятница. В полдень раввину сообщили: объявления готовы, можно расклеивать. К удивлению общинных активистов, р. Соловейчик наложил вето на пятничную расклейку. Он пояснил, что евреи, которые займутся распространением объявлений, могут нечаянно нарушить субботу, до которой остались считанные часы.

Активисты пытались повлиять на раввина. Они пугали р. Соловейчика, что его решение приведет к тому, что еврейской общине будет нанесен непоправимый ущерб. Городской раввин остался непреклонен: какие бы благие намерения ни имелись в виду, соблюдение шаббата превыше всего. Более того, чтобы ни у кого не было соблазна ослушаться, раввин потребовал отдать ему все напечатанные экземпляры.

Тем временем в противоположном лагере узнали о письме. Наскоро была подготовлена листовка, содержащая нападки и оскорбительные выражения по адресу раввина. Ее авторы потирали руки: ага, эти ортодоксы, небось, расклеят свои прокламации незадолго до наступления субботы! мы сделаем то же самое.

Когда закончилась вечерняя молитва, и жители Бриска вышли из синагоги, они были неприятно удивлены. Несмотря на определенную вольность нравов, осквернять субботу публично было не принято. А тут — на каждой улице орудуют кисточками расклейщики… Ознакомившись с содержанием объявлений, горожане удивились еще больше: чем вызваны все эти нелестные эпитеты и совершенно не принятые в цивилизованном обществе выражения? После окончания субботы р. Соловейчик дал разрешение на распространение своего открытого письма. На фоне пятничных прокламаций оно выглядело сдержанным и достойным. Через несколько дней состоялись выборы, на которых религиозный список одержал убедительную победу.

«Видите, — говорил впоследствии р. Ицхак-Зеэв а-Леви Соловейчик ученикам, — тщательное отношение к заповеди не только не может обернуться ущербом. Следование законам Творца оборачивается пользой и выгодой!»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.