Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Марор, Песах, Пасхальный седер, Женщина, Дов Айзенберг, 4 бокала
Эрев Песах (день перед Песахом) — это Таанит бхорот (пост первенцев). Пока Бхор (перворожденный) еще ребенок, обязанность поститься лежит на его отце. Если же отец тоже Бхор и должен поститься сам за себя, обязанность поститься за ребенка возлагается на мать.
В настоящее время во многих местах Бхорим присутствуют на Сиюме (трапезе по поводу завершения изучения трактата Талмуда) или на другой Сеудат Мицва, такой, например, как Брит (обрезание) или Пидьон Абен (выкуп первенца).
Бхорим разрешено принимать участие в подобного рода трапезах, а как только пост прерван таким образом, они могут есть и весь остаток дня.
Во многих общинах существует обычай добавлять Аллель после Маарива в первые два вечера Песаха. Но те, кто молятся дома, дожны произносить Аллель без Брахи?
Диним и Минхагим ночи Седера одинаково касаются и мужчин, и женщин, несмотря на то, что Седер бывает только раз в год и, следовательно, является Мицвой Асе Шеазман Грома.
Так и мужчины, и женщины обязаны съесть кусок Мацы по объему равный двум оливам или одному яйцу (это приблизительно 1/2 листа Мацы ручной выпечки или 2/3 листа Мацы машинной выпечки), и кусок Марора (горьких трав), по объему равный одной оливе или половине яйца. Эту порцию Мацы нужно съесть за 2 минуты. (Даже те, кому трудно есть быстро, должны уложиться в 4 минуты.)
Для Мицвы Марора обычно используют салат, индивий или молотый хрен (но не консервированный промышленным спосо-
бом, так как он не пригоден из-за содержащегося в нем уксуса). Некоторые используют салат-латук.
Если используют салат, следует быть предельно внимательным и тщательно проверить каждый лист, чтобы на нем не было червяков. Рекомендуется сначала прополоскать его в соленой воде, а затем просмотреть по меньшей мере трижды. И также лучше, если его приобрели не в одном месте, поскольку одна партия может быть очень червивой, тогда как другая — относительно чистой. Индивий и особенно салат-латук тоже должны быть тщательно проверены на наличие червей, но проверять их гораздо проще и они, в отличие от салата, куда менее червивы. Многие используют в качестве Марора стебли салата, т.к. их легче проверять.
Женщины также обязаны выпить Арба Косот (четыре бокала вина). Те, кто считают для себя трудным пить обычное вино, могут пить виноградный сок или вино из изюма,или смесь вина и виноградного сока. Каждый раз нужно выпивать больше половины бокала, но не менее количества, которое можно удержать за одной щекой. Время питья не должно превышать 2 мин.
Женщины также обязаны читать Агаду (включая Аллель)и есть Афикоман. Те, кто не могут оставаться за столом в течение всего Седера, должны, по меньшей мере, присутствовать при Кидуше, затем вернуться, когда дошли до
места «Рабан Гамлиелъ Омер», и остаться до того момента, как выпьют второй Кос (бокал вина). Если возможно, женщина должна также присутствовать, когда перечисляют десять Макот (казней).
В некоторых местах принято, чтобы каждый сам произносил Кидуш во время Седера. Тем не менее, как уже упоминалось, женщина, сказавшая Шеехийану во время зажигания свечей, опускает эту Браху в Кидуше.
Женщины не обязаны есть и пить Беасиба (облокотившись) и обычно воздерживаются от этого. Это относится как к замужним, так и к незамужним женщинам. Согласно некоторым авторитетам, женщине не следует вести Седер.™
Стол для Седера следует приготовить еще в дневное время, чтобы можно было начать Седер, как только мужчины вернутся изШула. Чрезмерного откладывания начала Седера следует избегать, поскольку Афикоман (кусочек Мацы, съедаемый после завершения трапезы) следует съесть до Хацот (полночи), а также потому, что мы хотим, чтобы даже самые маленькие дети участвовали в празднике по крайней мере в начале трапезы. Из-за последнего соображения очень желательно уложить детей поспать днем, чтобы они могли бодрствовать вечером.
Тем не менее, если Эрев Песах приходится на Шабат, никаких приготовлений нельзя делать до наступления ночи.И, точно так же, приготовления ко второму Седеру не должны начинаться до ночи.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти