Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В отличие от шаббата, в праздничный день можно готовить еду. Следует помнить, что разводить огонь в йом-тов нельзя. Поэтому до наступления праздника надо позаботиться о свече, которая будет гореть постоянно.

Хотя многие Диним Шабата и Йом Това одинаковы, есть определенные Мелахот (виды работ), которые в Йом Тов разрешены. Согласно общему правилу, разрешены те работы, которые связаны с приготовлением еды. Разрешено варить и печь (включая замешивание и взбивание теста), натирать и просеивать измененным образом, как будет объяснено дальше в деталях. Но, с другой стороны, любой сбор урожая или жатва, включая срывание фруктов с дерева или куста и даже выжимание сока, запрещены так же, как и в Шабат.

Однако, хотя варить и печь разрешено, тем не менее всю пищу, которую можно приготовить перед Йом Товом при условии, что она не станет хуже, потеряв во вкусе, запахе или в любом другом качестве, следует приготовить перед Йом Товом. Если этого не сделали из-за отсутствия времени или по какой-либо другой причине, можно приготовить эту еду в Йом Тов, но с БеШинуй (с изменением), т.е. способом, чем-то отличающимся от обычного. Например, если некоторую еду готовят, как правило, прямо на столе, то в Йом Тов следует постелить скатерть и делать все на ней. Но если приготовить еду заблаговременно невозможно (например, нет одного из необходимых ингредиентов), то Шинуй в Йом Тов не требуется.

Существуют различные мнения относительно того, правильно ли сознательно откладывать приготовление такой еды, которую можно сделать перед Йом Товом, намереваясь приготовить ее в Йом Тов с изменением. Некоторые Поским разрешают это, в то время как другие возражают против такой практики. Но если хозяйка, как это часто случается, не успевает закончить все приготовления перед Йом Товом, она может сделать все оставшееся в Йом Тов измененным способом.

Поскольку зажигать спички в Йом Тов не разрешается, следует позаботиться, чтобы в доме горел постоянный огонь, от которого можно будет зажечь все остальные огни (включая и свечи для Шабата или Йом Това в последующие вечера). Огонь запальника плиты или водогрея может быть использован для этой цели. Там, где возможно, новый огонь следует зажигать непосредственно от уже горящего. Если это неосуществимо, используют какой-то промежуточный предмет (например, спичку), чтобы зажечь его от горящего огня, а потом им зажечь новый огонь. Следует быть внимательным и не погасить спичку после ее использования, а аккуратно положить ее в такое место, где она сможет догореть сама.

Величина пламени может быть, если это необходимо, увеличена путем увеличения струи газа. Согласно некоторым авторитетам, также разрешается уменьшить пламя, чтобы пища не сгорела и не испортилась, но не для того, чтобы просто сохранить газ. Но многие другие Поским запрещают это, считая, что если нужно пламя поменьше, то надо зажечь новую горелку с этим маленьким пламенем; если это только не является невозможным (например, когда нет уже незажженных горелок), а меньшее пламя существенно необходимо. Многие хозяйки оставляют на весь Йом Тов одну горелку с маленьким пламенем и одну — с большим и переставляют кастрюли или сковороды с одной на другую, как им требуется. Электрические плиты нельзя регулировать в Йом Тов ни в сторону увеличения, ни наоборот.

Разрешается натирать хрен, картофель, сыр, капусту и т.п., но БеШинуй, например, натирая прямо на стол или скатерть. Но хлеб или Мацу натирают обычным способом.

В отличие от Шабата любую еду можно нарезать или порубить на очень мелкие кусочки. Мельницу для кофе или перца использовать нельзя. Мясо следует промолоть перед Йом Товом, но если это не сделали, можно промолоть в Йом Тов с изменением.

Не следует отмерять муку, сахар или другие продукты с помощью мерной ложки, мерного стакана и т.п., если только для приготовления блюда не является существенным точное измерение ингредиентов. Но, тем не менее, заранее измеренную посуду можно использовать для того, чтобы отмерить приблизительное, но не точное, количество. Муку следует просеять перед Йом Товом.

Относительно отделения Халы в Йом Тов смотри отдельную главу, посвященную отделению Халы.

Можно испечь или сварить какое-то блюдо, даже когда подобное блюдо уже есть под рукой (или в холодильнике), но свежеприготовленное предпочтительней.

Разрешается зашить или завязать фаршированную курицу, индейку, шейку и т.п., если нитка нужной длины была отрезана и вдета в иголку перед Йом Товом. И если нитка выпала из ушка иголки в Йом Тов, то ее можно снова вдеть. Хотя излишек нитки можно отрезать, все же принято его сжигать.

Разрешается согреть воду или использовать воду, согретую при приготовлении еды, чтобы помыть посуду, лицо или руки.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…