Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Праматерь Рахель не боялась смерти. Ее страшило невыполнение миссии, возложенной Творцом, — родить Яакову двух сыновей.

Одно из событий, упомянутых в недельной главе, — смерть праматери Рахели во время тяжелых родов. «Когда же страдала она в родах, повитуха сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И было: при исходе души ее, ибо она умирала, нарекла ему имя Бен-Они. А его отец назвал его: Биньямин. И умерла Рахель» (Ваишлах 35:17–19).

На первый взгляд кажется, что повитуха приводит довольно странный аргумент, желая успокоить страдающую от невыносимой боли женщину. Почему Рахель перестанет бояться, узнав, что на свет появляется именно сын, а не дочь? Разве при родах сына не умирают? Далее Тора рассказывает нам о том, что Рахель умерла при рождении Биньямина.

Пророческим образом Рахели и Лее было известно, что у Яакова должно было родиться двенадцать сыновей. Лея родила шесть, служанки Билха и Зилпа родила по двое сыновей каждая. В Талмуде написано, что седьмым ребенком Леи должен был стать сын. Однако она попросила Всевышнего, чтобы родилась дочь. Лея не хотела, чтобы Рахель родила Яакову меньше сыновей, чем каждая из служанок. Творец исполнил ее просьбу, и на свет появилась Дина.

В свете вышеописанного из слов повитухи становится ясно, что она слышала, о чем беспокоилась Рахель, и что ее страшило в эти минуты: «А может, это дочь, и я умираю, так и не родив двух сыновей Яакову?!" Если бы на свет появилась дочка, Рахель не выполнила бы своего предназначения. Именно это обстоятельство так страшило ее.

В этой связи стоит рассказать о случае, который произошел с р. Аароном, раввином Таврига. В ходе Первой мировой войны линия фронта проходила близко к местечку, в котором он проживал. Дело происходило ночью, везде стояла темнота, за исключением одного-единственного дома, из окон которого лился яркий свет. Солдаты заподозрили неладное: «Наверное, тут проживает шпион, который подает сигналы неприятелю!»

«Шпионом» оказался местный раввин, который изо дня в день учился допоздна, склонившись над книгами. В военное время, как известно, разговоры коротки. Солдаты объявили пожилому человеку, что расстреляют его за пособничество врагу. Ни один мускул не дрогнул на лице раввина. «Дело в том, — сказал он опешившим воякам, — что я наткнулся на сложный отрывок в трудах РАМБАМа и пытаюсь его понять. Дайте мне несколько минут, я перечитаю этот отрывок, а потом делайте со мной что хотите».

Солдаты решили выполнить последнюю, столь необычную просьбу. В конце концов, пленник в их руках, бежать ему абсолютно некуда. Раввин опять склонился над книгами… Внезапно стало известно, что немецкие войска приближаются к Тавригу, и солдаты бросились врассыпную. Жизнь мудреца была спасена.

Поведение в минуты опасности — одно из показателей духовного уровня человека. Праматерь Рахель не боялась смерти. Невыполнение миссии, возложенной на нее Творцом, — вот что действительно страшило ее: «Неужели я уйду из жизни, не выполнив перед Б-гом свою миссию в этом мире?»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.