Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Песах, Рамбам, Жертвоприношения
121-я заповедь – запрещение разламывать кость пасхальной жертвы. И об этом Его речение: “И не преломляют костей его” (Шмот 12:46). Разбивающий одну из костей пасхальной жертвы карается бичеванием, ведь ясно сказали мудрецы (Песахим 84а): “Разбивающий кость ритуально чистой (пригодной для еды) пасхальной жертвы карается бичеванием”.
122-я заповедь – запрещение разламывать кость ягненка, принесенного в жертву на “второй Песах“ (Д 57-58). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И не преломляют костей его” (Бемидбар 9:12). Разбивающий кость жертвы “второго Песаха” также карается бичеванием.
В трактате Песахим (85а) сказано: “Когда Тора указывает, что “не преломляют костей” ягненка, приносимого в жертву на “второй Песах”, не имеется в виду просто запретить это действие, – ведь уже написано (Бемидбар 9:12), что и во “второй Песах” “...по всем законам о пасхальной жертве пусть поступают”. Но добавлено “И не преломляют костей его”, чтобы научить: запрет касается как кости, наполненной костным мозгом, так и полой кости”.
Законы, связанные с преломлением кости пасхальной жертвы, разъясняются в 7-ой главе трактата Песахим (83а-85а).
123-я заповедь – запрещение выносить мясо пасхальной жертвы с места, где хабура (группа, от имени которой была принесена эта жертва) собралась, чтобы вкушать мясо жертвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В одном доме следует его вкушать, не выноси из дома этого мяса” (Шмот 12:46). И сказано в Мехильте: “Из дома” – т.е. с места, где собрались вкушать это мясо”.
Мясо, вынесенное с такого места, запрещено есть, и оно приобретает статус некашерного.
В трактате Песахим (85а) сказано: “Хотя тот, кто переносит мясо пасхальной жертвы из одной хабуры в другую, преступает заповедь “Не делай”, он, тем не менее, остается ритуально чистым (т.е. это мясо не становится источником ритуальной нечистоты)”. И там же (85б) сказано: “Тот, кто переносит мясо пасхальной жертвы из одной хабуры в другую, не подлежит наказанию до тех пор, пока не положит вынесенное им мясо вне первоначального места, ведь написано “...не выноси” – так же, как в запрете выносить вещи в Шабат. Как в Шабат выносящий вещи из места, обладающего статусом “частного владения”, на место, обладающее статусом “принадлежащего всем”, подлежит наказанию только после того, как он положит вынесенный предмет вне первоначального места, так и здесь – наказанию подлежит только тот, кто вынес мясо и расположил его вне первоначального места”. И тот, кто расположил вынесенное мясо пасхальной жертвы вне его первоначального места, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Песахим.
124-я заповедь – запрещение выпекать квасное из муки, оставшейся от минхи (хлебного дара). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А оставшееся от него (хлебного дара) пусть едят Аарон и сыны его, пресным должно есть его на святом месте... Не должно оно быть испечено квасным” (Ваикра 9:10), – т.е. не выпекают квасного из муки, оставшейся после воскурения горсти хлебного приношения на жертвеннике.
И тот, кто выпекает из остатков муки квасное, карается бичеванием, как разъясняется в мишне (Менахот 55а), где сказано: “За выпечку квасного – карается бичеванием”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Менахот (55а-56б).
125-я заповедь – запрещение есть пасхального ягненка сваренным или недопеченным, а только прожаренным на огне. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде” (Шмот 12:9). И мы уже разъясняли в “9-ом принципе”, предпосланном этому сочинению, что преступивший этот запрет карается бичеванием.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.