Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. После «Шмонэ Эсрэ» произносят Таханун, склонившись головой на руку. И не следует разговаривать о будничном между «Шмонэ Эсрэ» и Таханун1.

2. В утренней молитве, поскольку на левой руке молящегося — тфиллин, он склоняется на правую сторону, из-за уважения к тфиллин. А в Минху склоняется на левую сторону.

3. Склоняться головой на руку следует сидя. Но, если сесть некуда, можно сделать это и стоя. После Таханун произносят отрывок: «И мы, не зная…». И следует слова «и мы, не зная…» произнести сидя, а после этого встать и продолжить: «…что нам предпринять…».

4. Склонять голову на руку можно только в том месте, где есть Свиток Торы. Но в месте, где нет Свитка Торы, даже если там есть другие святые книги, не опускают голову на руку, а произносят соответствующий отрывок, просто сидя1*. И, когда молятся в прихожей синагоги, а дверь в зал со Свитком Торы открыта, считается, что молятся в месте, где имеется Свиток Торы2.

5. Когда молятся в доме соблюдающего траур или в доме, где есть мертвый, хотя никто в этом доме2* не соблюдает траур, в первые семь дней траура по мертвому не произносят Таханун, даже в Минху3 седьмого дня траура. И есть обычай в этом случае не читать Таханун, даже вернувшись домой3*. Но если соблюдающий траур присутствует в синагоге, вся община не обязана поступать, как он, и читает Таханун; только сам соблюдающий траур не читает его.

6. Не произносят Таханун в синагоге, когда в ней делается обрезание, или когда отец обрезаемого ребенка, сандак (тот, кто держит ребенка во время обрезания на коленях — перев.) или моhель (тот, кто делает обрезание — перев.) молятся в этой синагоге, даже если обрезание будет происходить в другом месте. А если община молится Минху в доме обрезаемого ребенка перед праздничной трапезой по случаю обрезания или посреди этой трапезы, молящиеся также не произносят Таханун. Но, если они молятся после того, как уже произнесли Биркат а-Мазон (Благословение после еды), то читают Таханун. Только отец ребенка, сандак и моhель не читают Таханун и тогда, потому что этот день для них — праздничный.

7. И также не произносят Таханун в синагоге, в которой присутствует молодой муж, все семь дней его праздничного пира, если он женился впервые или его жена вышла замуж впервые. Но если он был вдовец и взял в жены вдову, то время его праздничного пира составляет три дня, а после этого Таханун произносят. А в день, когда происходит свадьба, в утренней молитве произносят Таханун, а в Минхе, сразу после которой будет свадьба, не произносят4.

8. Не произносят Таханун в Рош-Ходеш, пятнадцатого Ава, пятнадцатого Швата, в Хануку, в оба дня Пурима, в оба дня Пурим Катан (малый Пурим, 14-е и 15-е число первого Адара в високосный год), в Лаг ба-Омер (тридцать третий день по счету Омера), весь месяц Нисан, девятого Ава, в дни от Йом-Кипур до Суккот, от Рош-Ходеш месяца Сиван до Исру Хаг (день после праздника) праздника Шавуот5 (в Земле Израиля — шесть дней после праздника) и в ИсруХаг праздника Суккот (в Земле Израиля — до Рош Ходеш месяца Мархешван). Также в молитве Минха накануне этих дней не произносят Таханун. Но накануне Рош а-Шана и накануне Йом-Кипур в молитве Минха произносят Таханун.

Накануне Рош а-Шана Таханун произносят также, когда читают Слихот (специальные молитвы о прощении — перев.). Но после этого уже не произносят.

9. В понедельник и четверг, когда Вс-вышний принимает молитвы с благоволением (поскольку в те сорок дней, когда Моше-рабейну получал Скрижали второй раз, он поднялся на гору в четверг и спустился в понедельник), удлиняют текст Таханун. А перед ним произносят отрывок «И Он, милосердный…»6, и произносят его стоя, и нужно произнести его со вниманием и не торопясь, жалуясь Б-гу. А в дни, когда Таханун не произносят, не произносят также и этот отрывок.

10. После Таханун произносят Хаци Кадиш. А в понедельник и четверг произносят: «Б-г долготерпеливый…» (стоя). И ниже, в главе 25, параграф , рассказывается, когда этот отрывок не произносится.


1 Но от простого разговора можно не воздерживаться.

1* А некоторые говорят, что, если в комнате есть другие свитки, он может опустить голову на руки.

2 Именно в той стороне, где вход.

2* См. ниже, глава 207, примечание 1.

3 Минха седьмого дня траура не упоминается в МБ.

3* А некоторые говорят, что отрывок: «И Он, милосердный…» следует произнести.

4 Некоторые говорят, что нужно произносить; а некоторые — что не нужно произносить даже в утреннюю молитву. Лучше устроить так, чтобы молодой муж все семь дней своего праздника не заходил в синагогу, чтобы не лишать молящихся возможности прочитать Таханун.

5 У некоторых есть обычай не читать до 12-го Сивана.

6 А некоторые перед «И Он, милосердный…» произносят «Тринадцать принципов» и «Видуй» («Исповедание»).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…