В синагоге, куда приходили многие евреи, соблюдающие далеко не все заповеди Торы, сразу же после молитвы Неила[1] было объявлено, что молитва Коль Нидрей[2] в следующий Йом Кипур[3] начнется ровно в шесть вечера. Многие прихожане удивились, почему такое объявление делается почти за год до Йом Кипура.
Габай синагоги ответил им:
— Чему вы удивляетесь! Многие из тех, кто сейчас находится здесь, не появятся в синагоге до следующего года. Должны же они знать, когда приходить!
Богатство и бедность
Однажды раввин во время урока в синагоге рассказывал о грядущем мире. Среди всего прочего он упомянул и высказывание мудрецов, в котором сказано, что грядущий мир является противоположностью этого мира. Тот, кто богат сейчас, будет беден в будущем мире, и, наоборот, кто беден в этом мире, будет богат в грядущем…
После урока к раву подошел один из прихожан и сказал:
— В соответствии с тем, что вы сказали, меня ожидает завидная доля в будущем мире, так как здесь я бедняк. Если так, то дайте мне сейчас взаймы 1000 рублей, а в будущем мире я верну вам эти деньги!
— Что ты будешь делать с этой суммой? — улыбнулся раввин.
— Куплю товар и займусь бизнесом!
— И ты собираешься заработать на этом много денег?
— Конечно! Целая тысяча, несомненно, принесет большой доход!
— Если так, то получится, что ты разбогатеешь, а значит, в грядущем мире будешь уже бедняком и не сможешь расплатиться со мной…
Приглашение
Рабби Исроэль Салант повторял:
— Я очень часто видел, как проходящего мимо синагоги еврея зовут принять участие в молитве:
— Заходите! Присоединяйтесь к нам!
Но ни разу за всю свою жизнь я не слышал, чтобы во время застолья люди стучали в окно и созывали бы проходящих по улице:
— Трапеза, трапеза, присоединяйся к нам!
Путешествие
Как-то раз хасид решил съездить в соседнее местечко к ребе. Он нанял извозчика, которому пообещал заплатить три рубля за то, что тот отвезет его.
Они поехали. Сразу за деревней дорога пошла круто вверх. Извозчик обратился к пассажиру с просьбой:
— Слушай, лошадь старая, еле идет, не дотащит она повозку доверху. Давай пойдем в горку пешком.
Тот согласился.
Только дошли доверху, извозчик говорит:
— Ехать вниз опасно, лошадь понесет, ногу сломает, как я зарабатывать буду?
И на этот раз пассажир согласился. Они пошли пешком и дальше. После спуска извозчик снова просит:
— Смотри, вон уже и деревня, а мне еще назад возвращаться. Зачем лошадь мучать? Дойдем!Так они и дошли до местечка, где жил ребе. Прощаясь, «пассажир» вытащил три рубля, передал их извозчику и сказал:
— Вот твои деньги, только ответь мне на один вопрос. Зачем я в деревню ехал, я знаю. Мне нужно к ребе. Зачем ты туда ехал, я тоже знаю. Тебе нужны деньги. Но зачем мы с собой еще и лошадь тащили?!
[1] Неила — завершающая молитва Йом Кипура
[2] Коль Нидрей — первая молитва Йом Кипура
[3] Йом Кипур — День искупления
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.