Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

Где упоминается об Эстер в Торе? «И Я сокрою лицо мое» (Дварим, 31:18). Это означает, что в дни Эстер будет сокрыт лик Б-жий. Раши

Рав Шмуэль бар Иеуда сказал: Эстер передала муд­рецам: «Установите имя мое (то есть праздник в честь чуда, совершенного мною) на все времена». Они спро­сили: «Ты хочешь восстановить другие народы против нас?» Она ответила: «Нет, ведь имя мое уже занесено в хроники царствований Мидии и Персии».

Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков. Пророки непре­менно увидели бы Его и открыли людям. На то они и пророки. В наше время, когда так трудно разобраться в происходящем, многие спрашивают, как мы узнаем о пришествии Машиаха, кто скажет нам об этом? Очевидно, что если бы среди нас был пророк, он известил бы нас, и мы последовали бы за ним. Поэтому и возникает вопрос: как в эпоху пророков мог быть сокрыт лик Б-жий? Во времена вавилонского пленения, вплоть до по­следних лет изгнания, пророки еще существовали: Даниэль и Мордехай, Барух бен Нерия и Эзра, Хаггай и Захария, Малахи и многие другие. Так, через 52 года после разрушения Храма исполнилось одно из са­мых важных пророчеств: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении дома Б-жьего в Иерусалиме. Это бы­ло предсказано пророком Ишайя за 200 лет до того:

«Так сказал Б-г помазаннику Своему Корешу (Киру)… ради Яакова, Моего раба и Израиля, Моего избранно­го… он построит Мой город и отпустит Моих пленных» (Ишайя, 45).

Произошло это за два года до того, как Ахашверош стал царем, и за четыре года до начала первых собы­тий, описанных в книге Эстер. Для евреев, которым было хорошо знакомо пророчество Ишайи, гуманный жест Кира должен был стать добрым знаком для вос­становления Иерусалимского Храма, разрушенного до основания Навуходоносором. Им надо было бы считать особой милостью то, что им, а не Киру, дано это право — восстановить дом Б-жий. Ведь согласно пророчеству Ишайи, Б-жественная воля заключалась в том, чтобы не евреи, а Кир вновь построил Храм и вернул Б-жий народ в священную землю. Но Кир усту­пил эту привилегию самим евреям.

Услышанное пророчество

Кир, горько оплакивавший разрушение Храма, был избран Г-сподом для осуществления древнего проро­чества. Он призван был вернуть Б-жественное присут­ствие на ту священную гору, где Авраам возложил Ицхака на алтарь, где Яаков увидел лестницу, ведущую в небо, где Давид надеялся построить, а Шломо по­строил Б-жий Храм.

Праведный персидский царь издал указ, разрешавший евреям вернуться на родину. Но только 42 тысячи из них откликнулись на его призыв. 42 тысячи верну­лись, а миллионы остались в изгнании. Так происхо­дит всегда, когда Б-г скрывет свой лик от людей: смятение, страх и сомнения овладевают ими. Чего Б-г хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его ве­ления? И в чем состоит смысл Его велений? Таковы были «декорации», на фоне которых действующие лица Пурима разыграли свою историю. Еврейский народ был разбросан, подобно щепкам, и растерян. Несмотря на то, что в Вавилоне возродилось изучение Торы, некоторые наиболее выдающиеся представители народа сомневались, должны ли они сохранять вер­ность союзу с Б-гом, после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле. Ведь женщина, ото­сланная из дома своего супруга, не должна более хранить верность брачному союзу, а выпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. В этом проявилось поразительное сомнение, сковавшее народ. Лицо Г-спода все больше скрывалось от людей, скры­валось за множеством завес. После того, как Кир пе­ревел свою столицу в город Шушан в земле Элам, ту­да же переехали Мордехай и Даниэль. Но они не мог­ли продолжать преподавание Торы в Эламе, как дела­ли это раньше в лучших академиях Вавилона. В Эламе, оплоте царской власти и источнике надежд еврейско­го народа, отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла лик Б-жий.

Крушение надежд

При Кире работы по восстановлению Храма продолжа­лись, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. К сожалению, в последние месяцы царствования Кир изменил своему решению. Он запретил новым группам евреев переселиться в землю Изра-иля. Это препятствие вызвало смятение в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были временно приостановлены.

Царствование Кира длилось недолго. Прошло всего два года со дня обнародования приказа о восстанов­лении Храма, как царем обширной персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не питал теплых чувств к евреям. Существует расхожее мнение, будто он был добродушным выпивохой, который находился всецело под влиянием Амана. Однако мудрецы говорят другое: к власти пришел крайне дурной человек, ненавидев­ший евреев даже больше, чем Аман. Его жена, цари­ца Вашти, внучка Навухаднецара, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец священному делу, начатому Киром. В конце концов, из Иерусалима пришло злобное письмо, написанное врагами евреев, в котором говорилось, что строительство Храма — всего лишь камуфляж, под которым происходит деятельная подготовка к восстанию.

Ахашверош с удовольствием внял советам своей жены и донесениям своих наблюдателей — последовал запрет продолжать работы в Иерусалиме. Итак, пророчеству Ишайи, казалось, не суждено было совершиться. Лик Г-спода еще более скрылся от людей. Никогда еще ев­рейский народ не был так одинок и обездолен, как в те дни. Одинок, как жена, оторванная от мужа, и обездолен, как раб, лишенный хозяина.

Было еще одно пророчество, более ясное и более грозное, чем пророчество Ишайи. Оно стало источни­ком разногласий, если не отчаяния.

«Ибо так сказал Г-сподь: когда исполнится в Ва­вилоне 70 лет, тогда Я вспомню о вас и исполню для вас Свое доброе слово о возвращении вас». (Иеремия, 29:10)

«Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о ко­тором было сказано слово Г-спода пророку Иеремии, что 70 лет исполнится над развалинами Иерусалима». (Даниэль, 9:12)

В чем воля Г-спода?

Был ли указ Кира исполнением пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Говоря по другому, был ли милостивый жест Кира про­явлением воли Б-жьей, целью которой было дать ев­реям возможность показать свою любовь к Иерусалиму? Возможно, эта любовь оказалась недостаточной, и им было отказано даже в хрупкой надежде на спасение. Еще одна завеса скрыла лик Г-спода.

Что случается, когда лик Б-жий скрыт от нас? Мы перестаем видеть Его руку, творящую историю. Удачи и поражения еврейского народа зависели и зависят от союза с Б-гом и Его Торой. Слова Торы и пророков — это ряд обетов и предостережений. Когда евреи со­храняют верность заветам Создателя, они получают вознаграждение — как в этой жизни, так и после смерти. Когда же они становятся глухи к его слову, приходит неумолимое возмездие. Однако так бывает, когда нам открыт лик Г-спода и Его воля. Но когда Его лик скрыт, евреи моментально становятся жертвами капри­зов правителей, превратностей истории и природных катаклизмов. Улыбка Кира, казалось, значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша — больше, чем проклятия Моше.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…