Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

«Сегодня больше евреев возвращаются в Россию, нежели репатриируются в Израиль, — понизив голос, сказал мне высокопоставленный чиновник Еврейского агентства во время состоявшейся недавно беседы в “Сохнуте”, в центре Иерусалима. — Хотя в 90-е годы из стран бывшего СССР в Израиль приехали более 1 миллиона человек, привлечь евреев из этого региона становится сложнее — в 2006 году репатриантов оказалось лишь 7600…».

А сколько же вернулось?

«Евреи возвращаются в Россию», — так называется статья Владимира Волошина в «Комсомольской Правде». «Хорошую тенденцию… обнародовали израильские статистики. По их данным, массовый исход евреев из России окончен. На Руси начался… их массовый “приход”. В РФ, оказывается, сегодня живут 50 тысяч (!) граждан Израиля. Из них 99 % — репатрианты, бежавшие в 90-х годах из России на Землю Обетованную, а теперь вернувшиеся».

«… Но ехать надо!» — когда-то говорили в Одессе, собираясь в страну, «текущую молоком и медом». То же самое говорят они сейчас в Израиле, все чаще возвращаясь, в том числе и на свою «доисторическую родину», — пишет Светлана Белоус из Тель-Авива в статье с выразительным заголовком «Евреи покидают Землю Обетованную» (журнал «Зеркало недели»).

Когда-то в среде московских отказников говорили, что каждый еврей на пути в Израиль проходит через свою «пустыню». Для одного пустыней становится невыносимо сложное положение в отказе, а для другого проживание в центре абсорбции в Израиле, когда этот новый репатриант пытается осмыслить, куда и почему он приехал. Человек мог физически перенестись в пространстве и выехать из СССР, духовно продолжая жить в том же самом СССР.

«Нет ничего нового под солнцем», — писал мудрый царь Соломон в своей книге «Экклезиаст». Духовные корни обсуждаемого явления можно найти в нашей недельной главе, повествующей о том, что во время Исхода евреев из Египта Всевышний почему-то не повел народ в Израиль кратчайшим путем.

«И было, когда Фараон отпустил народ, Всевышний не повел их по дороге земли Плиштим, ибо близка она; потому что Всевышний сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И кружил Всевышний народ дорогою пустынною к Ям Суфу (Красному морю). И вышли евреи вооруженными из земли Египетской» (Шмот 13:17—18).

Почему же не повел Всевышний евреев по «близкому пути»? «Потому что тем же путем удобно возвратиться в Египет», — поясняет Раши.

Первое слово нашей недельной главы вайеи — «и было» можно также прочитать на иврите как ой. Это слово, выражающее чувство боли на всех языках, было использовано мудрецами Талмуда для объяснения нашей недельной главы. «Кто сказал ой? — спрашивает Мидраш. — Это Всевышний сказал ой, увидев, что слишком рано выходят евреи из Египта».

Всевышний услышал мольбу евреев об освобождении, их просьбу о прекращении страданий и вывел их из Египта слишком рано. Евреи должны были извлечь из рабства важные уроки, необходимые для их будущей свободной жизни. Потому преждевременный Исход стал причиной их будущих изгнаний и порабощений.

Почему вообще евреи оказались в Египте? В самом начале книги Исхода Мидраш отвечает на этот вопрос словами: «Щадящий посох свой ненавидит сына своего» (Притчи Соломона 13:24). В египетском изгнании был свой смысл — лишь преодолев страдания рабства, евреи могли удостоиться дарования Торы.

«По мере того как изнуряли его (еврейский народ), он размножался и разрастался» (Шмот 1:12).

Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что укрепление и усиление евреев под изнуряющим тяжестью рабством было не только физическим, но и духовным. Чем больше страданий преодолевали евреи, тем большей святости удостаивались их души.

Тора упоминает, что евреи вышли из Египта хамушим — вооруженными. Это же слово «хамушим» можно прочитать как число пятьдесят. Книга «Зогар» объясняет, что не единожды евреи исходили из Египта, в духовном смысле было пятьдесят Исходов! Евреи вышли из Египта, но Египет продолжал оставаться в них.

Потому каждый день после Исхода евреи продолжали подниматься на новую духовную высоту, очищая свои души от Египта, а в пятидесятый день удостоились получения Торы на горе Синай, услышав слова первой заповеди: «Я — Всевышний, который вывел вас из земли египетской…». Лишь приняв Тору, евреи удостоились выйти из Египта не только физически, но и духовно. «Важно было еврею выйти из Египта, — говорил ребе из Коцка, — но еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея!»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…