Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что значит «сделать Его царем»?

Когда мы установили, что основа нашей работы в это время — воцарение, подумаем, что значит «сделать Его царем»?

Известны слова мудрецов (Недарим 32а) «В три года Авраам узнал своего Творца» — а до того поклонялся идолам, деревьям, камням[1] и тому подобному.

У меня возник вопрос: в чем новшество Авраама[2], ведь и до него Ноах и его сын Шем были пророками и обучали Торе наших праотцев, Авраама, Ицхака и Якова. Хатам Софер добавляет (в последнем ответе к Йорэ деа), что Творец учил всей Торе Адама, чтобы тот был совершенным. Адам передал это потомкам, Ханоху и Метушелаху, которому было 520 лет, когда умер Адам. И тот научил Торе Ноаха и Шема. В момент его смерти Ноаху было шестьсот лет, а Шему — сто.

Вот цепь традиции: Адам получил Тору от Творца, передал Метушелаху, тот Ноаху и Шему. Ноах учил Авраама, Шем — Авраама, Ицхака и Якова. Потом святые праотцы учили двенадцать сыновей, которые передали Тору всем, кто сошел с Яковом в Египет. А в Египте, согласно мидрашу (Танхума, Ваера), левиты каждую субботу учили Торе весь народ. Но, говорит Хатам Софер, до Исхода знание Торы не было основано на вере. Это было ясное знание без сомнений.

Спрашивается, если в поколении Вавилонской башни и разделения народов Аврааму было 48 лет, и еще был жив Ноах (а в Седер адорот написано, что Ноах учил Авраама с десяти до пятидесяти лет), в чем же нововведение Авраама? Ноах и Шем знали о существовании Творца. Даже о Нимроде сказано, что «он знал своего Властелина, но хотел против Него бунтовать» (Ялкут Шимони, Бехукотай).

Удивительно! Как с этим знанием Ноах и Шем остались во всех отношениях гоями, как Шем остался бен Ноах[3]?

Когда Авраам вышел живым из огненной печи, куда его бросил Нимрод, ему было 52 года[4], еще живы были Ноах и Шем. Как известно, Нимрод и его приближенные осудили тогда Авраама на смерть в огненной печи, потому что он отказывался признавать идолов и распространял знание о Творце мира. Как же Ноах и Шем не вступились за него?

Более того, мидраш рассказывает: когда Авраам был чудом спасен от огня, Нимрода люди лишили власти, и он сам стал слугой Авраама авину. Согласно мидрашу, Ноах жил после этого еще шесть лет, и больше о нем ничего не слышно. Шем тоже не стал евреем после этих потрясающих событий.

Вопрос об Аврааме так и не разъяснила традиция.


[1] Делал себе идолов из живых существ и материального, как множе­ство и сегодня. Интересны в этом плане символы христианства и ислама: дерево креста — поклонение живому человеку, и камень Каабы — возможно, вселенной, ее Творцу и Судье, но не Ашему — Г.С.

[2] Обычно говорят, что Авраам принес миру идею одного Б-га — Г.С.

[3] Остается просто человеком, не становится евреем, заключившим союз с Творцом.

[4] Числовое значение слова бен — сын — Он становится сыном Творца, а тот обретает качество ав — отец — Г.С.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…