Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Сломленный катастрофами, грозный фараон согласился отпустить евреев. Удары, обрушившиеся на Египет, убедили его в правильности такого политического шага.

Итак, весна 2448 года от Сотворения мира.

15 число месяца нисан, утро. Шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, пересекают границу Египта и проходят из города Рамсес в местность, которая называется Сукот.

16 число. Евреи выходят из Сукот и разбивают лагерь на границе с пустыней в районе Этам.

17 число. В том году этот день пришелся на субботу. Стоят лагерем.

18 число. Начинается подготовка к долгому путешествию. Выходят из лагеря. Впрочем, сначала, чтобы запутать египтян, евреи поворачивают и идут назад. Фараон получает донесение: «Блуждают они по этой стране, заперла их пустыня». Наконец, на берегу моря, около места Пи-Ахирот, еврейские колонны встают лагерем.

19 число. Фараон решает вернуть беглецов. Объявляется срочная мобилизация.

20 число. Колесницы фараона настигают евреев у берега моря.

Увидев погоню, евреи пугаются и «вопят к Всевышнему».

21 число (соответствует последнему дню праздника Песах).

Написано: «Моше простер свою руку над морем — и навел Всевышний сильный восточный ветер, который дул всю ночь. Расступилась вода — и превратилось море в сушу. Пошли сыновья Израиля по суше через море.

Погнались за ними египтяне. И вот… простер Моше руку над морем — и оно вернулось. Обрушилась вода на египтян и накрыла все их войско, так что не осталось ни одного человека. А сыновья Израиля прошли по суше через море. Вода же стояла стеной справа и слева от них».

Мидраш рассказывает, что, попав в трудное положение, евреи раскололись на четыре группы: одни сказали — лучше утонем в море, вторые — надо вернуться, третьи — будем воевать, четвертые — давайте откупимся. И никто не догадался, откуда придет помощь.

Именно в эти минуты евреи впервые предъявили претензии Моше: «Разве недостаточно могил в Египте, что ты вывел нас умирать в пустыню?» Как поступил Моше? Стал молиться. Молитва помогает, об этом знают все поколения нашего народа. Но смотрите, что написано: «И сказал Всевышний Моше: что ты кричишь ко Мне? Скажи сыновьям Израиля, чтобы они двинулись!» Идите с верой в свою правоту, а Я спасу.

Народ ликовал, когда увидел, что враг погиб. Но излив всю радость в песнях, снова вернулся к ропоту: дай нам хлеба, дай мяса, дай воды в этой безводной пустыне. Форма жалоб и претензий была оригинальной: «О, дали бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у горшков с мясом, когда досыта ели хлеб!» Красивая жалоба, не правда ли? Не сказали — когда мы ели досыта мясо, — обманывать не умели, а сказали — ели хлеб.

У горшков же с мясом только сидели. Сидели и смотрели, как его едят египтяне. А теперь — дай нам мяса! Получили они и мясо, и хлеб. Наелись досыта. С мясом даже несколько перестарались. Что касается хлеба, то выпал ман («манна небесная»). Собирали его каждый день с утра. В пятницу получали двойную порцию — чтоб хватило и на субботу. Ели в готовом виде. На вкус при общей строптивости никто не жаловался сорок лет; значит, был вкусен.

Но ропот продолжался. Причем выражался он чисто по-еврейски. В то время как любой другой народ кричал бы «ой, как плохо!» — евреи, кроме «ой, как плохо», кричали: «зачем нас обманули? зачем мы сюда приехали?» — извините, «зачем мы сюда пришли?» Ехали — это через три тысячи лет.

Глава завершается поучительным эпизодом. Поссорившись с Моше, евреи усомнились: «Да есть ли Всевышний среди нас, или нет?» (Уж не про российских ли евреев вся эта история?) И тут же следующая фраза: «И пришел Амалек (внук Эсава, ненавистник евреев), и воевал с Израилем». Проверьте сами:17‑ая глава книги Шмот, стихи — 7 и 8.

Амалек — враг евреев, антисемит. Говорят, в мире есть две идеи, за которые люди готовы пожертвовать жизнями, — иудаизм и антисемитизм.

Обычное человечество более менее равнодушно к идеям и предпочитает им сытое существование. Но евреи, как народ, на равнодушие просто хронически не способны (хотя от сытого существования тоже не откажутся). Не меньшими подвижниками идеи являются и вечные антагонисты евреев, антисемиты, — только у них другая идея, прямо противоположная еврейской. У евреев — поиск справедливости, а у анти-евреев — поиск еврейской погибели. Они сами согласны пострадать, лишь быть причинить максимальное зло потомкам Авраама, Ицхака и Яакова. Нацистская Германия уже катилась под откос, на фронтах из-за нехватки составов кончались боеприпасы, а железнодорожная служба рейха исправно отправляла обреченных евреев в лагеря. Гибель евреев — вот цель Амалека, вот в чем он видит смысл своей жизни.

Все зависит от нас. Если мы не оставляем Тору — будет нам помощь и на море, и в пустыне. Но как только усомнимся — «да есть ли с нами Всевышний?» — сразу же приходит Амалек.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.