Темы: Мирьям Каминская, Цдака, Мир Торы
Каждый человек, по словам Хофец Хаима, должен помнить очень важное правило: только плоды духовного труда являются истинным имуществом. Тора, заповеди, молитвы, благотворительные пожертвования — это наши «приобретения» в вечности, наши друзья и заступники, готовые ходатайствовать за нас перед Владыкой мира.
***
Рав З. Сороцкин, благословенна память праведника, приводит в своей книге «Ознаим ла Тора» историю о еврее, который был министром при дворе нееврейского правителя. Этот человек очень преуспел и так разбогател, что его состоянию стали завидовать все остальные царедворцы. «Коллеги» оклеветали еврея перед царем, обвинив в том, что все свое имущество он приобрел за счет царской казны.
Сначала государь не обращал внимания на клевету, зная о честности и порядочности этого министра. Но завистники не отступали, они снова и снова требовали проведения расследования. В конце концов, царь согласился пригласить подозреваемого на аудиенцию, чтобы выяснить источник его большого богатства. Входящего в тронный зал министра государь встретил вопросом:
— Какова стоимость твоего имущества?
Еврей назвал сумму настолько малую, что царь опешил. По его мнению, даже десятая часть имущества министра стоила дороже. Государь был крайне разгневан и приказал конфисковать все имущество еврея. Когда оно поступило в казну, стало очевидно, что министр солгал, не моргнув и глазом. Он значительно преуменьшил свое достояние. Не на шутку рассерженный правитель отправил его в тюрьму дожидаться суда. Судный день приближался. Царь приказал привести министра и спросил:
— Как же ты осмелился обмануть меня?! Ведь было понятно, что твой обман легко обнаружить!
Еврей воспользовался возможностью объясниться. Он сказал:
— Все, что я говорил царю, чистая правда. Я привык записывать в специальный блокнот суммы, передаваемые мной на благотворительные цели. Когда меня спросили, каков размер моего имущества в деньгах, я назвал сумму, записанную в моем блокноте, поскольку это мое истинное имущество, хранящееся среди «небесных сбережений». Ни у кого нет возможности забрать его у меня. Остальное имущество не является по-настоящему моим, так как нет никаких гарантий, что оно останется у меня. Его Величество хорошо знает, что все мое «воображаемое имущество» в одно мгновение было конфисковано. Это является доказательством моих слов.
Царь сразу же приказал принести блокнот еврея, в который тот записывал все свои пожертвования. Среди них значились помощь бедным, поддержка изучающих Тору, приобретение необходимых вещей для вдов и сирот, прием гостей и многое другое. Царь убедился, что слова еврея искренни и повелел вернуть ему и должность, и богатство.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.