Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Заработок, Работа
Любой работающий человек имеет право получить всю причитающуюся ему плату за проделанную работу в тот день, когда он ее завершил. Но, до тех пор пока изделие, заказанное к поставке или отданное в ремонт, не поставлено или остается в мастерской, платить за работу необязательно.
Сказанное касается рабочего и мастерового, которые имеют право на оплату труда и пришли взять деньги. Если такой работник пришел в дом работодателя и все понимают, что он ждет своей платы, то можно считать, что он ее действительно просит (хотя ничего не говорит). В случае ремонта дома или квартиры платить следует в день окончания работы — при условии, что работник сам пришел за платой.
Но если работник не пришел за деньгами, а вместо этого отправил по почте счет за работу, который обычно прибывает через день-два после завершения работы, у заказчика нет юридической обязанности платить в тот же день, даже если работник после этого сам придет за деньгами. Такое правило объясняется тем, что день завершения работы миновал, а поэтому заказчик (клиент) больше не обязан произвести выплату в самый кратчайший срок. И все же ему надо постараться заплатить как можно скорее. Ни в коем случае нельзя затягивать срок выплаты. Например, не следует говорить работнику, который пришел просить плату: «Приходи завтра». Причем на следующий день ему снова говорят: «Ну уж завтра тебе точно будет уплачено». И т.д. Такое обращение с работником считается тяжелым грехом.
Заповедь своевременной выплаты денег за труд распространяется и на плату за съем недвижимости, будь то жилье или любое другое помещение, например банкетный зал или номер в гостинице. То же самое относится к прокату движимой собственности: автомобиля, мебели, столовых приборов для гостей и пр. Оплата за аренду производится в конце ее договорного срока. Если вы договорились внести аванс, то так и надо поступить человеку, который уважает собственные обязательства.
Учет обстоятельств при аренде, найме или выдаче заказа на работу
Далеко не каждый и не во всех случаях может предвидеть свои финансовые обстоятельства. Может случиться, что в день, когда назначена выдача зарплаты или оплата за съем, у человека не оказывается денег. Поэтому рекомендуется заранее внести в соглашение пункт: «Без обязательства заплатить в назначенный день». Понятно, что подобная оговорка допустима лишь с согласия другой стороны.
Приведем список часто встречаемых случаев, когда расчет должен производиться в день окончания работы:
а) приходящая няня (babysitter)
б) частный учитель, репетитор и преподаватель (в том числе учитель Торы)
в) учитель музыки
г) владелец частных яслей или сада, куда вы водите своего ребенка
д) домработница
е) любой работник по вызову.
Читайте: тема Работа и заработок
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.