Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Гадание, Колдовство, Рамбам, Скромность в одежде
36-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к чревовещателю, «говорящему» из подмышки (ов) (НД 8). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… исполняющих ритуал ов» (Дварим 18:10).
Преступивший этот запрет не карается смертной казнью, однако поступать так — т.е. обращаться с вопросами к вызывающим духов — запрещено.
37-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к исполняющим ритуал идони (НД 9). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… обращающихся к исполняющим ритуалы ов и идони» (Дварим 18:10).
И сказано в Сифре (Кедошим): «Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони» (Ваикра 19:31); т.е. чревовещатель, который «говорит» из подмышки, и тот, кто прорицает с помощью косточки во рту, побиваются камнями, однако обращающиеся к ним с вопросами не наказываются, но, тем не менее, они преступают запрет Торы.
38-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к душам умерших, ведь так поступают нечестивцы, которые на самом деле духовно мертвы, хотя и двигаются, и ощущают: согласно их заблуждениям, если человек совершит определенные действия и облачится в определенные одежды, во сне к нему явится душа умершего и ответит на его вопросы.
И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… вопрошающего мертвых» (Дварим 18:10). И сказано в трактате Санхедрин (65б): «Вопрошающий мертвых — это тот, кто морит себя голодом и уходит ночевать на кладбище, чтобы снизошли к нему души умерших».
Преступивший этот запрет карается бичеванием.
39-я заповедь — запрещение женщинам облачаться в мужскую одежду и использовать украшения, свойственные мужчинам, подражая в этом народам, отрицающим Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Да не будет мужской одежды на женщине» (Дварим 22:5).
И женщина, которая облачается в мужские убранства — если в данной местности общепринято, что подобные убранства используют именно мужчины, — карается бичеванием.
Сороковая заповедь — запрещение мужчинам облачаться в убранства женщин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…И да не надевает мужчина женской одежды» (там же). И мужчина, который облачается в убранства, используемые в данной местности только женщинами, карается бичеванием.
И знай, что такое переодевание в одежды, свойственные другому полу, может служить двум целям. Во-первых, разжиганию плотских страстей, как это широко распространено у народов мира, а во-вторых, целям идолослужения, как разъясняется в посвященных этому книгах. И при изготовлении магических амулетов часто обусловливается, что если ими будут пользоваться мужчины, они должны облачаться в женские одежды и использовать украшения из золота и жемчуга, которыми обычно украшаются женщины. А если этими амулетами будут пользоваться женщины, им следует облачаться в кольчугу, а на пояс вешать оружие — все это, хорошо известно тем, кто занимается магией.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.