Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Глава посвящена пребыванию Яакова за границей. За границей Эрец Исраэль, Земли Израиля. Впрочем, Страна, которую Всевышний обещал нашим праотцам, тогда так еще не называлась, поскольку Яаков получил имя Израиль только по возвращению из галута (галут по-еврейски — изгнание, чужбина, не Израиль). В галуте Яаков оказался, спасаясь от гнева своего брата Эсава, который не мог простить ему «украденного» благословения отца. Об этом мы читали в прошлой недельной главе.

По дороге за границу с Яаковом произошло знаменательное событие.

Во сне он увидел лестницу с ангелами, поднимающуюся до неба. Голос Всевышнего произнес: «Землю, на которой лежишь, отдам тебе и твоему потомству».

Всевышний пообещал помочь Яакову. «Вот, Я с тобой. Сохраню тебя везде, куда ни пойдешь. И возвращу в эту землю, ибо не оставлю тебя». Это обещание дано всем еврейским поколениям. Куда бы мы ни пошли — Он с нами. И Он вернет нас в Эрец Исраэль.

Но до возвращения Яакова в отчий дом было еще далеко. Свой путь он держал в Харан — туда, откуда вышли Авраам с Сарой и откуда была взята Ривка, жена Ицхака, мать Яакова.

Встреча Яакова с красавицей Рахелью, его будущей женой, произошла у колодца, куда Рахель, дочь Лавана, брата Ривки, вышла за водой.

Молодые люди полюбили друг друга, но свадьбу пришлось отложить. Дело в том, что Яаков пришел в Харан с пустыми руками (в отличие от Элиэзера, слуги Авраама, в свое время посланного господином найти жену его сыну и пригнавшего с собой к Лавану десять верблюдов, нагруженных подарками). Но что случилось с Яаковом? Почему он пришел с пустыми руками? Неужели он, выполняя завет отцов взять жену на своей прародине, отправился в путь налегке, без подарков? Или дом Ицхака обеднел? Записи Устной Торы рассказывают, что Яаков вез с собой достаточно добра, чтобы удовлетворить запросы алчного Лавана. Однако в дороге его ограбили посланцы Эсава, которым тот наказал убить беглеца. Яаков спасся, но пришел с одним посохом в руках.

Лаван согласился отдать Рахель Яакову. Правда, с условием отслужить за нее семь лет. Яаков принял условие с радостью. Написано: «И служил Яаков за Рахель семь лет. И были они в его глазах, как несколько дней, — так он ее любил».

Помните, что произошло дальше? Сыграли свадьбу. «И оказалось по утру — вот она, Лея!» Вместо обещанной Рахели Яакову подсунули ее сестру, Лею. Свой обман Лаван объяснил очень просто: дескать, в наших краях, не отдают младшую раньше старшей; хочешь получить Рахель — отработай еще семь лет. И снова Яаков согласился.

Устная Тора рассказывает, что Лаван выдвинул такой аргумент: ты хочешь Рахель? Но она младшая и готовилась стать женой младшего из двух сыновей Ицхака, т.е. твоей женой. А Лея должна была стать супругой Эсава. Однако, я слышал, ты «купил» первородство у Эсава.

Поэтому тебе полагается Лея. Сам виноват! Так или иначе, Яаков не спорил. Он любил Рахель, но знал, что все в этом мире — от Всевышнего. Раз Всевышний избрал его на роль отца еврейского народа, раз дал ему две жены — значит, так надо. Кстати, жен оказалось больше. Пытаясь склонить на свою сторону сердце Яакова, каждая из дочерей Лавана хотела родить как можно больше мальчиков, поскольку было известно, что тем самым они дают начало будущим коленам Израиля. Рахель привела к Яакову свою служанку Билу, Лея — Зилпу.

Итак, у Яакова оказалось четыре жены, которые родили ему в общей сложности двенадцать сыновей, по числу будущих еврейских колен. Вот их имена: от Леи — Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Зевулун; от Рахели — Йосеф и Биньямин; от Билы — Дан и Нафтали; от Зилпы — Гад и Ашер.

Пришло время, и вся большая семья Яакова собралась домой. Ибо сколько бы ни ходили евреи по чужбине, заповедано им жить в Израиле! Лаван всячески мешал зятю вернуться на родину. Он прекрасно знал, что благословение, которое пришло вместе с Яаковом, вместе с ним и уйдет. Так и случилось. Видя, что новая родня перестала к нему благоволить, Яаков спешно ушел вместе со своим стадами, которые он заработал за годы работы. Лаван бросился в погоню. Разве твои жены — не мои дочери? — спросил он своего племянника (мать Яакова была сестрой Лавана). Разве твои сыновья — не мои сыновья, а твой скот — не мой скот? Антисемитизм проявляется по-разному. Кому-то нужна наша гибель.

Кто-то ночей не спит, мечтает о нашем имуществе. А кто-то согласен получить нас целиком, говоря нам: вы такие же как я.

Лаван, идолопоклонник, стяжатель и обманщик, не понимал, почему Яаков хочет отделиться от него. Давай жить вместе, — говорил он. И будут твои сыновья такими же хитрецами-скотоводами, как мы. Одна дружная шайка. Зачем вам Тора с ее жесткими и невыполнимыми требованиями? Оставайтесь с нами! Такова была первая схватка евреев с «антисемитами-ассимиляторами».

Яаков не согласился. Написано: «И возвратился Лаван в свое место, а Яаков пошел своим путем». — Путем Торы.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.