Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бороться с дурным невозможно с позиции лени и грусти. Следует очистить сердце от всякой грусти и заботы о делах этого мира и все принимать с радостью. Тяжелое также к добру, но,добро это еще не открыто.

Должно быть известно общее правило: так же как в борьбе за физическое преобладание, например когда двое борются друг с другом, чтобы друг друга повалить на землю, — если один из них борется лениво и тяжело, он с легкостью будет побежден и упадет, даже если он сильнее другого[1]. Точно так же и в борьбе с дурным влечением невозможно победить при лености и тяжеловесности, возникающих из-за грусти и отупения сердца, [ставшего] как камень, а лишь при проворности, вызываемой радостью и раскрытием сердца, чистого и свободного от всякого следа заботы и грусти в этом мире.

И если написано: «От всякой грусти будет преимущество»[2], следует понимать, что будет от этого какое-то преимущество и достоинство. И напротив, видно из этих слов, что в самой грусти нет достоинства, и лишь будет от нее какое-то преимущество, а именно истинная радость во Всевышнем Б-ге, наступающая после истинной грусти, [которой человек предается] в избран-, ное для этого время, [сокрушаясь] о своих грехах с горечью в душе и с разбитым сердцем, и этим он сломит дух нечистоты и стороны «ситра ахра» и железную преграду, отделяющую его от Отца его, Который в небе, как сказано в книге «3oгар» о словах «Дух сокрушенный, сердце разбитое и т. д.»[3]. И тогда исполнится в нем то, что написано в начале этого стиха: «Дай мне услышать радость и веселье… Верни мне радость помощи Твоей и дух великодушный и т. д.»[4]. И это — простая причина того, что раби Ицхак Лурия, благословенна его память, предписал читать эту главу книги Тегилим после полуночного бдения перед тем, как начать изучение Торы, чтобы оно было в истинной радости во Всевышнем, наступающей после грусти. Ибо в такой радости есть преимущество, как в свете, появляющемся после тьмы, как написано в книге «Зогар» о словах «И видел я, что в мудрости есть преимущество перед глупостью, как есть преимущество света и т. д.»[5], — вдумайся в эти слова, и разумеющему сказанного достаточно. И написано ясно: «За то, что ты не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости и т. д.»[6], и всем известен комментарий раби Ицхака Лурии, благословенна его память, объясняющий эти слова.

И вот средство, рекомендуемое,для того, чтобы очистить сердце от всякой грусти и от всякого следа заботы о делах этого мира, даже о «детях, здоровье и пропитании». Всем известны слова наших мудрецов, благословенна их память: «Так же, как человек благословляет за добро и т. д.»[7]. И Гмара поясняет — принимать [все] с радостью так же как радуются добру, раскрытому и видимому, ибо это [ — все тяжелое и неприятное — ] также к добру, только оно не раскрыто и невидимо взору человека. Ибо оно — из Мира сокровения, который выше Мира раскрытия. Он проистекает от букв «вав»-«гей» имени Гавайе, благословен Он, а Мир сокровения — от букв «йод»-«гей». И потому сказано: «Блажен муж, которого Гавайе [“йод”-“гей”-“вав”-“гей”] поражает муками и т. д.»[8]. И потому сказали наши мудрецы, благословенной памяти[9], что о тех, кто с радостью принимает страдания, написано: «А любящие Его — как солнце, выходящее в силе своей»[10]. Ибо радость от любви [и желания] близости ко Всевышнему больше всей жизни этого мира, как сказано: «Ибо милосердие Твое лучше жизни и т. д.»[11]. Но близость Всевышнего гораздо более велика и неизмеримо более возвышенна в Мире сокровения, ибо «там скрывается мощь Его»[12] и «Всевышний пребывает в утаении»[13]. [Человек, с радостью принимающий страдания], удостаивается [видеть] в мире грядущем «солнце, выходящее в силе своей», и это — солнце, выходящее из-за покрова, которым оно скрыто в этом мире. В мире грядущем оно явится свободным от покрова, то есть — тогда раскроется Мир сокровения и засияет и засветит великим и сильным раскрытием для всех надеющихся на Него в этом мире и теснящихся в тени Его — в тени мудрости, а она — категория тени, а не видимого света и блага, и разумеющим довольно сказанного.

А что касается грусти, связанной с небесным, нужно искать путей, чтобы избавиться от нее. И ясно, что от нее нужно избавляться во время служения [Всевышнему], ведь человек должен служить Ему в радости и доброте сердечной. Даже если человеком, занимающимся торговлей и другими повседневными делами, в то время, как он этим занят, овладевает грусть и озабоченность, связанная с небесным, совершенно ясно, что это ухищрение дурного влечения, чтобы ввергнуть его затем в жажду [земного], да сохранит Всевышний. Ведь если не так, то откуда[14] появилась в нем истинная грусть, происходящая от любви ко Всевышнему или от страха перед Ним, в то время, как он занят делами? Так что, когда бы ни посетила его грусть, во время ли служения Б-гу изучением Торы или молитвой или не во время этого служения, человек должен вспомнить о том, что это не время для истинной грусти, даже для озабоченности из-за тяжких грехов, да сохранит Всевышний. Для этого человек должен специально избрать благоприятное время и размышлять ясным разумением о величии Всевышнего, перед Которым он согрешил, чтобы это сломило его сердце на самом деле в истинной горечи, как объясняется о таком времени в другом месте. И сказано там также, что сразу после того, как сердце его будет сломлено в предназначенное для этого время, пусть устранит из своего сердца грусть совершенно и уверует полной верой в то, что Всевышний простил его грех и что Он много прощает. И это и есть истинная радость во Всевышнем, наступающая после грусти, как говорилось выше.

К главе двадцать шестой

[1] Имеется в виду Б-жественная душа. Она местится в мозгу, а мозг властен над сердцем, а также, как уже говорилось, свет имеет преимущество перед тьмой, и Всевышний помогает в этой борьбе.

[2] Мишлей, 14:23.

[3] Тегилим, 51:19.

[4] Тегилим, 10:14.

[5] Когелет, 2:13.

[6] Дварим, 28:47.

[7] Брахот, 9:5. Он должен точно так же благословлять и при несчастье.

[8] Тегилим, 94:12.

[9] Йома, 23а.

[10] Шофтим, 5:31.

[11] Тегилим, 63:4.

[12] Хавакук, 3:4.

[13] Тегилим, 91:1.

[14] Так как высшие ступени Б-жественной души, не облекающиеся в тело, едины со Всевышним, возможно свыше побуждение души к покаянию в то время, когда человек занят совершенно иным, повседневными делами. В нем вдруг возникают мысли о покаянии, он твердо решает установить время для изучения Торы, участвовать в общей молитве и т. п. В таком случае не нужно ожидать особого времени, предназначенного для покаяния, он должен немедленно начать жить по-новому. Мысли обращены к тому, что в настоящем и в будущем, но автор говорит о том случае, когда человеком овладевает грусть по поводу прошлого, того, что в нем нарушено грехами. Если среди повседневных занятий человеком овладевает грусть из-за прошлого, это, наверное, ухищрение зла.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…