Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Публикуем это письмо из Берлина с рассказом о большом празднике – внесении нового свитка Торы в ешиву в Берлине

Если бы шесть лет назад кто-нибудь сказал Хаиму Носсону Франдлиху, что он, став квалифицированным Софером, напишет последнюю букву в свитке Торы, который подарят ешиве Лаудер в Берлине, он бы не поверил. Шесть лет назад, когда ешива открыла свои ворота, он стал одним из первых учеников и начал учить первые буквы алфавита.

Важно отметить, что большинство учеников ешивы – как и практически все еврейские жители Германии – русскоговорящие. Наши с вами бывшие сограждане.

Сегодня в ешиве в Берлине учатся 30 мальчиков. 23 ияра 5766 года в ней собралось больше ста человек со всей Германии и из других европейских стран – среди них рав Эрентрой, Глава Раввинского Суда Лондона, рав Штернбух, Глава Раввинского Суда Антверпена, рав Шлезингер из Страсбурга и рав Кнопфлер, руководитель ешивы Шеарей Тора в Манчестере (Англия), – которые приехали, чтобы разделить радость Ахнасас Сефер Тора – внесения нового свитка Торы.

Радость Торы чувствовалась в воздухе, когда рав Эренберг, раввин еврейской общины Берлина, переносил новый свиток из дома директора ешивы рава Спиннера в здание самой ешивы. Его сопровождали люди из самых разных слоёв еврейства: были видны чёрные шляпы, джинсовые кепки и различные виды ермолок. Отцы танцевали перед Торой, держа на плечах детей, молодые и пожилые радовались и танцевали вместе, пели свадебные мелодии, – атмосфера была на самом деле свадебная. Соседи-неевреи, посетители и официанты в кафе рядом с домом Спиннеров на Рикенштрассе с доброжелательным любопытством смотрели, улыбаясь, на происходящее. Такое в Берлине видят далеко не каждый день.

Рав Эренберг и приехавшие раввины давали благословения, вдохновляли людей и рассказывали про честь Торы и важность её изучения. Рав Шлезингер объяснил, что когда царь Шломо сказал: изучение Торы должно быть для вас, как молоко и мёд, – он сравнил Тору именно с молоком и мёдом, поскольку эти две вещи имеют вкус, будучи чистыми, без добавок. Другая пища вкуснее, если добавить к ней соль и разные приправы, но молоко и мёд вкуснее всего в чистом виде. Так и Тора – её нужно учить такой, какая она есть, ничего не добавлять к ней и не изымать из неё. Тора должна быть чистой.

Именно так учат Тору в ешиве «Бейс Мидраш Берлин». За шесть лет своего существования она оказала глубокое влияние на еврейскую жизнь Берлина. Как говорит директор рав Спиннер: «До того, как была построена ешива, в Германии не было места для молодых евреев, желающих получить религиозное образование и жить религиозно. Сейчас такое место есть». Мальчики из разных семей приходят сюда, некоторые потом поступают в университеты и женятся, сохраняя тесную связь с ешивой. Другие поступают в другие ешивы и колели в Англии, США, Израиля. Но все они остаются частью общины, которая складывается вокруг ешивы.

Колель, в котором учатся аврехим из Англии и Берлина, начал работу на прошлой неделе; в детском саду, который будет работать летом, числятся пока 13 детей. Второе поколение ешиботников, те, которые учились в других местах и теперь создают собственные семьи, возвращаются и помогают строить ешиву. Строится она и в буквальном смысле: вскоре она переезжает в новое, большое, специально для неё построенное здание, которое сможет вместить около 80 мальчиков. Видя энтузиазм, энергию и успех рава Спиннера и его ешивы, легко поверить, что очень скоро заполнится и этот новый дом Торы.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.