Темы: Провидение, Грех, РАМХАЛЬ, Справедливость, Добро и Зло, Небесный суд
Бог постоянно наблюдает за всем, что Он сотворил, и направляет каждое существо к той цели, для которой оно создано. Так как человек уникален, поскольку он может быть награжден или наказан за свои деяния, как это обсуждалось раньше, наблюдение и контроль по отношению к нему должно быть другим по сравнению с иными видами.
Наблюдение и контроль над любым из других видов имеет своей задачей лишь поддержать этот определенный вид в определенных границах и рамках, в которых хочет Бог. Таким образом, Он наблюдает за каждой особью вида только как за имеющей влияние на весь вид в целом, но не как за индивидуальностью. Особь просто выполняет свое предназначение поддерживать вид в целом. Однако это не относится к человеку. Кроме того, что каждый человек делает в качестве части человечества в целом, Провидение также интересуется им как личностью, ради его собственного блага. Таким образом, его лично судят за его деяния, и решение, которое выносится ему, относится именно к его поступкам и особенностям его положения.
Важно знать, что человеческие поступки делятся на две категории: первая категория — это поступки, которые умножают достоинство или ответственность (вину) человека, это категория добрых дел и грехов. Во вторую категорию входят все те действия, которые не влекут за собой какого-либо умножения достоинства или ответственности (вины), так как не имеют отношения к концепции благого дела или греха. Что касается всего связанного с благим делом или грехом в любом их проявлении, человек обладает полной свободой воли и Провидение ни к чему не понуждает его. Высший Суд наблюдает за всем этим и судит эти деяния, согласно их особенностям, учреждая наказания для каждого из них.
Относительно дел, которые не принадлежат ни к категории доброго дела, ни к категории греха, человек не отличается от многих других видов. В таких случаях он поступает согласно высшим Силам, одновременно поддерживая человечество в целом и получая (индивидуально) соответствующую награду или наказание.
Сам Бог смотрит за всем, судит всех и отдает распоряжения. Ангелы — его слуги, и каждому из них дается определенное задание. Они вызывают некоторые события в соответствующих сферах или осуществляют задания, касающиеся каждого отдельного человека, в соответствии с тем порядком воздаяния, что описан выше.
Нужно понимать, что Бог действительно знает все, ничто невозможно от Него утаить, и (так как Он все знает с самого начала) ничего нового он не узнает. Однако управление Бога и его суд над миром не основаны на этом Знании, они скорее основаны на системе правосудия, как Он этого захотел.
Эта система напоминает систему земных правительств, и дела рассматриваются в судах, состоящих из ангелов. (В процесс включены) свидетели, дающие показания, обвинители, ищущие правосудие, и адвокаты, защищающие в каждом отдельном случае. Для этих целей назначены ангелы, некоторые из них дают показания о том, что человек делал в физическом мире, другие обвиняют и защищают. Потом суд завершается согласно системе правосудия, честной и справедливой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти