Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Идолопоклонство, Рамбам
11-я заповедь — запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, — чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: «И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу» (Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием.
12-я заповедь — запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.
Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем» (Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.
А в Сифре (Беар) сказано: «“Не делайте на вашей земле” — по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (22б).
13-я заповедь — запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.
Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га» (Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.
14-я заповедь — запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): «Не бери с иноверца клятву его богами». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Имени других богов не упоминайте» (Шмот 23:13) — не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): «Не упоминайте…» — не обещайте и не давайте зарока именем идола». А в трактате Санхедрин (63б) говорится: »Не упоминайте…» — чтобы не говорил один другому: «Жди меня возле такого-то идола».
И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий «бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.
15-я заповедь — запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Если… выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: “Пойдем и будем служить иным божествам”…» (Дварим 13:14).
Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: «Если будет искушать тебя твой брат… или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: “Пойдем и будем служить иным божествам”…» (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о «подстрекателе».
Предостережение «подстрекателю» содержится в следующем речении Ашема, да будет Он превознесен: «Да не слышится оно (имя других богов) из уст ваших» (Шмот 23:13).
Сказано в трактате Санхедрин (63б): «Запрет “Да не слышится оно из уст ваших” не относится к тайному “искусителю”, ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): “И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла…” (НД 16). Но это предостережение “подстрекателю”.
И так же сказано в книге Мехильта дэраби Ишмаэль: »Да не слышится оно из уст ваших» — предостережение «подстрекателю».
Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: «Подстрекающие город к служению идолам — приговариваются к побиению камнями».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (111-113).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также: тема 613 заповедей Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.