Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Обман, Тора и бизнес, Шауль Вагшал
Тора не ограничивает предпринимателя в размере допустимой прибыли.
Во всех случаях для определения прибыли можно принять во внимание следующие расходы:
а) стоимость сырья
б) расходы на производство
в) стоимость сбыта товаров
г) накладные расходы.
Мудрецы установили максимальную прибыль на основные продукты питания в размере одной шестой их стоимости (что соответствует 20 процентам).
Контроль за уровнем прибыли обязателен лишь в том случае, если такой же контроль проходят все владельцы магазинов данной местности.
Эти ограничения не налагаются на еврейских продавцов за пределами Эрец Исраэль, где владельцы других магазинов могут взимать более высокую прибыль.
Понятие завышенная цена применимо в том случае, когда продавец взимает более высокую цену, чем принято, не сообщая об этом покупателю.
Пример
Допустим, все рыбные продавцы договорились между собой продавать определенного вида рыбу в полукилограммовых упаковках по 5 шекелей за пакет. Это и будет рыночной ценой данного продукта. Если некий продавец начнет взимать 5 с половиной шекелей, то можно сказать, что он берет завышенную цену. Но если завтра продавцы сообща установят такую же цену, как у него сегодня, то принятой ценой завтрашнего дня будут считаться именно 5 с половиной шекелей.
На практике понятие завышенной цены относится только к тем товарам, которые имеют более или менее фиксированную цену. Если цена колеблется в некотором диапазоне, между нижней и верхней границей, то проблема взимания завышенной цены не возникает, если продавец не назначает цену, выходящую за верхнюю границу.
Право требовать возвращения денег, выплаченных по завышенной цене, очень ограничено. Если покупатель переплатил в пределах одной шестой цены, он не может предъявить рекламацию (потребовать компенсации или расторжения сделки). Когда сумма переплаты превышает одну шестую часть, то в некоторых случаях он имеет право аннулировать покупку. При этом покупатель должен предъявить рекламацию сразу же, как только обнаружит, что с него взяли лишние деньги. При задержке он может лишиться права на рекламацию.
Покупатель может предъявить претензии продавцу независимо от того, знал продавец, что его цена завышена, или не знал.
У продавца есть возможность защитить себя от обвинений в завышении цены, если в момент продажи он скажет покупателю: «Я заплатил столько-то за товар, у меня были такие-то расходы, и я рассчитываю получить такую-то прибыль». Если сказанное им — правда и если покупатель согласился с его ценой, то последний теряет свое право на претензию по завышенной цене, даже если уплаченная им цена выше, чем в других магазинах.
а) Если покупатель вводит продавца в заблуждение, утверждая, что его цена на данный продукт выше, чем у других продавцов, хотя на самом деле это не так, и на основании этого утверждения продавец снижает цену, то о таком покупателе говорят, что он недоплатил.
Недоплата (со стороны покупателя) считается таким же серьезным прегрешением, как завышение цены (со стороны продавца). В их основе лежит один и тот же моральный изъян: участник сделки обманывает другого, нанося ему финансовый урон.
б) Покупатель, пользующийся предложением продавца купить у него товар по более низкой цене, чем у других[3], совершает действие, относящееся к категории недоплаты. Долг покупателя — сообщить продавцу правильную цену.
в) Если продавец, согласившийся на заниженную цену (зная, что она занижена), ссылается на давление со стороны покупателя, он не считается пострадавшим от недоплаты.
Если работодатель платит своему работнику меньше принятой нормы, его действие не считается недоплатой, даже если работник не знает установленной нормы оплаты труда. Тем не менее, работодатель не имеет права обманывать работника, говоря, что он платит ему по нормальным расценкам, в то время как расценки на самом деле выше.
Как недоплата будет классифицироваться тот случай, когда работодатель не платит ставку, о которой он договорился с работником, или если он отказывается оплатить сверхурочно отработанное время.
Взимание сверхнормативной платы за выполненную работу
Работник не имеет права взимать сверхнормативную плату за выполненную работу.
Пример
Часовщик, закройщик или автомеханик не могут устанавливать непомерно высокую цену за мелкий ремонт часов, одежды или автомобиля.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.