Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Материальный ущерб
Тора требует от человека, чтобы он напрягал весь свой ум, чтобы предвидеть и предотвратить ущерб, который его действия могут причинить другим, и даже ущерб неумышленный, ибо «человек считается способным в любую минуту причинить ущерб» (адам муад леолам). Даже если разбил чужие вещи во сне или упал с крыши (не от необычно сильного и неожиданного порыва ветра или другой подобной причины, от которой невозможно уберечь себя) и причинил другому человеку ущерб своим падением, — должен оплатить его, даже если самому себе нанес гораздо больший ущерб (Бава кама 26а).
Человек ответственен также и за тот ущерб, который может причинить другим его имущество. Если у кого-то была корова, которая никогда никому не вредила, и через десять лет она вдруг один раз бодалась, ее хозяин должен оплатить половину ущерба, ибо каждый из нас должен внимательно следить за тем, чтобы из-за него не был нанесен ущерб другому человеку.
Следует остерегаться во всех своих поступках, чтобы не испугать и не осрамить другого человека. И потому сказали, что нельзя входить внезапно в дом товарища, ибо, возможно, в доме сейчас происходит что-то такое, что принято скрывать от посторонних глаз, и хозяева будут смущены вторжением (Дерех эрец 5).
Талмуд приводит следующие слова из книги Бен Сиры: «Троих ненавидел я, и один из них — это тот, кто входит в дом товарища внезапно». Раби Йоханан добавляет: «И даже в свой собственный дом» (Нида 16б). И подобно этому говорили наши мудрецы, что не следует наводить сверх меры страх на своих домашних, ибо нужно предвидеть последствия этого: чрезмерный страх может довести до греха, как объясняется это в Талмуде (Гитин 6б).
По этой же причине не следует запугивать ребенка, говоря ему: «Сделаю тебе так-то и так-то». Описывают случай с одним ребенком, которого отец запугал угрозами битья, и этот ребенок наложил на себя руки (трактат Смахот 2:4; приводит это также и Рош гл. Элу мегалхим п. 94). И заканчивают там следующими словами: «Отсюда учили наши мудрецы: Не следует пугать ребенка! Или наказывай его сразу, или молчи и не реагируй никак».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.