Темы: Клятва, Авраам, Брит мила, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый ребе, прочитал следующее в одном из источников. Когда Авраам посылал своего раба в Харан привести жену для Исаака, он сказал Элиейзеру: «Положи руку свою под стегно моё и клянись Богом, что ты не возьмёшь сыну моему жену из дочерей ханаанских…». Пожалуйста, объясните клятвенный обычай положить руку на половые органы. Спасибо, Игорь
Шалом!
Комментаторы приводят два основных объяснения этой процедуре. Одни говорят, что положить руку под бедро (из комментария Ибн-Эзры видно, что имелась в виду церемония, при которой тот, кто принимает клятву, просто сидит на руке того, кто её даёт) — это принятая у народов форма выражения готовности слуги исполнять волю хозяина или просто форма клятвы верности. Другие считали, что в этом действии содержался намёк на брит-милу (обрезание) — первую заповедь, которую получил и исполнил Авраам. Поручая слуге столь важную вещь, как поиск невестки, Авраам хотел укрепить решимость Элиэзера исполнить в точности то, о чем его просят, и взял с него клятву — клятву Именем Б-га. Гмара Швуот (38 б) делает отсюда вывод, что при определённых видах клятвы в суде также следует держаться за какой-нибудь сакральный предмет, например, Свиток Торы или тфиллин (приведено как закон в Респонсах Рашбо 251).
Кли Якар добавляет, что Авраам хотел заклясть Элиэзера именно брит-милой, поскольку благодаря этой заповеди человек в определенной степени отдаляется от распутства. Ицхаку следовало подобрать супругу не только добродетельную, но и скромную — поэтому Авраам запретил Элиэзеру брать девушку из дочерей Кнаана.
В заключение заметим, что нигде не сказано прямо, куда именно надо было класть руку. Возможно, руку надо было класть под бедро — а намёк был понят и так.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Бенцион Зильбер
В споре с мужем мне пришлось дать ложную клятву.
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»