«И поставили перед ним еду» (24:31) Представьте себе семейство Бетуэля в Арам-Нахараим. Роскошный дом, достаток… и постепенно стирающиеся воспоминания о родственнике Аврааме, который верил в Одного Б-га, был брошен в печь, но выжил, учил монотеизму многочисленных учеников, а затем покинул родную землю и отправился в Ханаан. С тех пор прошло шестьдесят пять лет.
Но что это, точнее, кто это? Раб Авраама Элиэзер, могучий бородатый человек, едет впереди колонны груженых драгоценностями верблюдов. Ривка получает в подарок золотые браслеты, а гость объясняет: «Мой хозяин, праведник и богач, хочет женить сына на вашей дочери».
«Ялкут Шимони» рассказывает, что гостеприимный хозяин Бетуэль… подмешал яд в еду Элиэзера, раба Авраама. Однако ангел передвинул тарелку, и отравленная пища досталась самому Бетуэлю. В связи с чем давайте зададимся вопросом: почему этот негодяй жаждал смерти Элиэзера?
Алшейх поясняет, что Бетуэль с домочадцами хотели завладеть имуществом гостя. Их расчет был прост — Элиэзер «внезапно» умрет, верблюды и драгоценности достанутся безутешным родственникам, а слуги вернутся в Ханаан, чтобы сообщить Аврааму о произошедшем. И тогда он отправит еще одного раба, с дополнительной партией драгоценностей и верблюдами. Двойной профит!
Любому из нас такой план покажется жестоким и иезуитским. Однако и в повседневной жизни есть немало ситуаций, когда вполне нормальные люди желают зла своим ближним. В Талмуде сказано (трактат «Недарим» 50а), что тот, кто не проведывает больного, проливает его кровь.
Рабби Ахай Гаон в своих респонсах пишет, что имеется в виду следующая ситуация. Еврей заболел. Его приятель, узнав об этом, решил навестить больного. Но, как говорится, лень-матушка возымела свое. «Я приду к нему вечером, нет, завтра днем, нет, послезавтра утром», — думает наш герой, а время бежит. Наконец ему сообщают, что больной выздоровел.
Лентяя бросает в пот. Как он посмотрит в глаза товарищу?! Как извинится за то, что не навещал его?! Нашему герою в глубине души хочется, чтобы больной продолжил болеть, или даже умер. Лишь бы не просить прощения, лишь бы не краснеть от стыда…
Каждый из нас должен взглянуть на себя со стороны, понять, чем он напоминает злодея Бетуэля, и избавиться от отрицательных качеств. Ведь недаром народ Израиля называют «милосердными, сыновьями милосердных, продолжателями союза Авраама».
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?