Сказано про Авраама, что он «…поклонился народу земли той, сыновьям Хета» (Хаей-Сара 23:7). Аллегорическое объяснение такому поступку дано в следующей истории.
В городе, где жил рабби Моше Софер, известный как Хатам-Софер, было принято, что ученики ешивы квартировались у зажиточных граждан, поскольку общежития при ешиве не было.
Один такой человек решил уклониться от необходимости содержать ешиботника: «Ребе, — сказал он Хатам-Соферу, — у парня, который живет у меня, нет буквы “хет”.»
«Что вы имеете в виду?» — спросил раввин.
«Парень на святом языке — бахур. У моего гостя нет буквы “хет”. То есть, он — бур, невежда!»
Хатам-Софер улыбнулся: «Он-то, может, и невежда, а вот если у поддерживающего тех, кто изучает Тору, не будет буквы “хет”, из махзик (поддерживающий) такой человек превратится в мазик (вредящий)».
Авраам поклонился сыновьям Хета, потому что следует кланяться тем, кто поддерживает Тору.
«И отвесил Авраам Эфрону… четыреста шекелей серебра, принимаемых торговцами» (Хаей-Сара 23:16). Что такое «принимаемых торговцами»? Почему Тора упоминает эту, казалось бы, второстепенную финансовую характеристику?
Рабби Эфраим-Залман Маргалийот, автор книги «Мате Исраэль», был зажиточным человеком. Однажды ему надо было похлопотать за евреев перед польским министром, про которого было известно, что он берет взятки.
Раввин Маргалийот запасся нужной суммой денег и пришел на прием. Однако, будучи человеком тонкой душевной организации, он не мог вот так просто взять и вручить конверт с деньгами должностному лицу.
Министр, который привык к щедрым подаркам, выжидающе смотрел на собеседника. Рабби Эфраим-Залман бледнел, краснел, но за конвертом в карман не лез.
Тогда чиновник сказал: «Я рассмотрю вашу просьбу. Могу ли я попросить вас о небольшом одолжении? Я должен господину N определенную сумму денег. Не могли бы вы навестить его?…»
Эфрон, который продавал Аврааму место для захоронения, не осмеливался просить деньги напрямую. Вместо этого он сказал: «Тут неподалеку есть торговец, которому я задолжал. Не могли бы вы помочь решить эту проблему?»
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?