В недельной главе сказано: «А люди Сдома злы и грешны перед Г-сподом очень». Что призвано передать слово «очень»?
В трактате «Пиркей авот» приведен совет одного из таннаев: «Очень, очень будь принижен духом». Рав Ассад объясняет, что это повторение касается двух ситуаций — когда человек гордится тем, как он изучает Тору, и когда человек гордится объемом своих материальных пожертвований.
В цитате из «Пиркей авот» первое «очень» на иврите можно трактовать как аббревиатуру слов фразы «Справа от него — пламя закона», приведенной в книге «Дварим» (Дварим 33:2). Под пламенем закона подразумевается наша святая Тора.
Второе же слово «очень» — аббревиатура слов «Понимающий обездоленного» (Теиллим 41:2). Речь там идет о человеке, выполняющем заповедь о пожертвовании.
Поэтому мишна в «Пиркей авот» учит нас быть очень, очень приниженными духом. Даже если существуют, как минимум, две причины гордиться собой.
Вернемся к жителям Сдома. Почему Тора называет их не просто грешными, а очень грешными? Именно потому, что слово «очень», меод на иврите, передает сущность их грехов перед Творцом. В книге «Дварим» (Дварим 6:5) сказано: «И возлюби Г-спода Б-га твоего бе-холь меодеха, всем имуществом твоим». Согласно комментарию Раши, под имуществом подразумеваются деньги. Жители Сдома не делали пожертвований, и поэтому Тора упоминает их как очень грешных перед Г-сподом.
Секрет огласовок
В главе «Лех леха» сказано: «И вышли, чтобы идти в землю Кнаан (Ханаан), и пришли в землю Кнаан» (Лех леха 12:5). Почему в первый раз под буквой «аин» в названии земли «Кнаан» стоит огласовка «патах», а во второй — «камац»?
Рабби Гершон Штерн, автор книги «А-ялкут а-Гершони» объясняет, что Творец сказал Аврааму, чтобы он направился в землю Кнаан, где ему будет лучше, чем в любом другом месте мира. Авраам попадает в Кнаан и ищет обещанное изобилие при входе (пэтах), но находит бедность и голод (на иврите корень кмц обозначает скудность). Как сказано, «И был голод в земле». Б-г сделал это, чтобы подвергнуть Авраама одному из самых больших испытаний.
Параллельно с испытанием, которые выпало на долю нашего праотца, Всевышний чудесным образом спас его жизнь. В те дни велась война, и тяжелые бои проходили между жителями Кнаана и сыновьями Шема. Любой чужак, попадающий в район военных действий, вызовет подозрения: а вдруг это вражеский шпион? А не поставить ли его к стенке, так, на всякий случай?
По мнению р. РИЦБА, слова «А кнаанеи тогда властвовали в земле», свидетельствовуют о чуде, которое случилось с Авраамом. Он не только прошел через районы боев и лагеря воюющих сторон, но и, как написано в Торе, «прошел Авраам по земле» — наш праотец прошел по всей территории Кнаана.
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?