Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли получать подарки от фирмы в конце «нееврейского» года?

Темы: Христианство, Неевреи, Идолопоклонство, Праздники, Бизнес, Подарки, Новый год, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Доброго времени суток. Я работаю на крупную компанию, которая ежегодно своим работникам делает подарки в период рождества и в конце «нееврейского» года. Возник вопрос: можно принимать подарки, которые, в частности, содержат нееврейскую символику и символику «праздничных» дней, а также точно приурочены к праздникам? Спасибо за Ваш труд. С уважением Артем.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Артем,

Большое спасибо, что обратились к нам. Строго по букве закона не запрещено получать подарки в период нееврейских праздников — за исключением предметов религиозного культа.

Обмен подарками в рождественский и новогодний период является обычной практикой в современном мире. Сегодня подарки дарят не только друзья и знакомые, но и многие компании и фирмы, выражая признательность своим работникам. Принято также дарить подарки постоянным клиентам, чтобы заручиться их доверием.

В качестве подарков могут выступать самые различные предметы, начиная от продуктов питания и заканчивая косметикой и электронными гаджетами. Разрешено ли еврею принимать подарки в этот период или дарить их самому?

Поскольку вопрос актуален для большинства евреев, проживающих за пределами Земли Израиля, давайте попробуем разобрать его подробнее.

Деловые отношения между евреями и неевреями в период праздников

Талмуд (Авода Зара 2а) говорит о запрете купли-продажи, кредитования и других видов денежных отношений между евреями и неевреями в течение трех дней перед нееврейскими религиозными праздниками.

В Мишне перечисляются некоторые конкретные праздники, на которые распространяется запрет, но в наше время они малоизвестны. Однако ришоним отмечают, что это только примеры праздников, которые были приняты в то время, а на самом деле запрет относится ко всем религиозным праздникам, которые празднуют в данном месте в данное время (Рамбам, комментарий к Мишне; Ритва, Авода Зара 8а).

Причины запрета

В Талмуде (Авода Зара 6а) приводятся две причины этого запрета:

1) Совершив выгодную сделку в этот период, нееврей будет восхвалять и благодарить свое божество, и так еврей нарушит запрет: «И во всем, что Я сказал вам, будьте осторожны и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст ваших» (Шмот 23:13).

2) Если в результате сделки нееврей приобретет, например, животное, которое он впоследствии принесет в жертву на свой праздник, еврей нарушит запрет «перед слепым не ставь препятствия» (Ваикра 19:14).

Талмуд также говорит: если у нееврея уже было животное, которое он мог принести в жертву, то еврей, заключая с ним сделку, нарушает только первый запрет.

Подарки в период нееврейских праздников

В Талмуде в нескольких местах обсуждается тема подарков в период нееврейских праздников (Авода Зара 6 б, 64а, 65а). Общий подход следующий: запретив деловые отношения с неевреями в праздничный период, мудрецы также запретили дарить в это время подарки неевреям и принимать подарки от них. Эти два запрета имеют одинаковые галахические рамки.

Почему именно три дня?

Ран («Хидушим» 5а) объясняет, что обычно в течение трех дней идет подготовка к празднику и любую выгодную сделку в этот период нееврей видит как удачу, которую приносит ему его божество, и потому восхваляет и благодарит его.

Талмуд говорит: кроме трех дней перед праздником деловые отношения с неевреями запрещены и во время самого их праздника. Поэтому, если, например, религиозный праздник длится несколько дней, то запрет действует как в течение трех дней перед ним, так и во все дни праздника.

Различие между Землей Израиля и диаспорой

В конечном счете, Талмуд (Авода Зара 7б, и см. Шулхан Арух, Йорэ Дэа 148:4) приходит к заключению, что деловые отношения с неевреями в течение трех дней перед нееврейским праздником запрещены только евреям, живущим в Земле Израиля. А в диаспоре такие деловые отношения запрещены только в дни самого нееврейского праздника.

Объясняя это различие, ришоним приводят несколько причин, в том числе следующие:

— Неевреи в диаспоре не слишком усердны в своем служении.

— Поскольку основной бизнес в диаспоре — с неевреями, мудрецы не сочли необходимым ограничивать его на долгое время, чтобы у евреев оставалась возможность заработать себе на пропитание.

Деловые отношения в период нееврейских праздников в наше время

Уже во времена ришоним сложился обычай вступать в деловые отношения с неевреями в период их праздников. Рав Моше Файнштейн (Йорэ Дэа 3:34) отмечает, что и в современной Европе этот обычай остается в силе.

Основания для этого обычая

Наши мудрецы ранних и более поздних поколений дают несколько обоснований сложившемуся обычаю вступать в деловые отношения с неевреями, дарить им и получать от них подарки в нееврейские праздники:

— Враждебность. Мудрецы постановили, что запрет недействителен, если его соблюдение вызывает враждебное отношение со стороны неевреев (Рашба к Авода Зара 2а; Ритва 6 б; респонс Трумат а-Дэшен 1:195).

— Степень религиозности неевреев. Не запрещено заключать сделки с неевреями, которые не так религиозны, чтобы восхвалять и благодарить свои божества в случае удачной сделки, и которые не приносят жертвы в праздники (Рашба, Авода Зара 2а; Тосфот 2а, см. также Меири 2а). Кроме того, не запрещено вступать в деловые отношения с неевреями, которые отмечают свои праздники только по традиции, не обращая внимания на религиозный аспект (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 148:8).

— Поскольку сегодня многие неевреи не слишком усердны и сведущи в служении своим божествам, они не восхваляют и не благодарят их при удачной сделке и не приносят жертвы в праздники, а в таких случаях запрет не действует (Тур; Шулхан Арух 148:12).

— Запрет распространяется только на предметы религиозного культа (Рабейну Там, Тосафот, Авода Зара 2а)

Как же поступать?

Получается, есть много оснований для того, чтобы разрешить принимать подарки от неевреев в этот период при условии, что это не предметы религиозного культа. Ведь в большинстве случаев их дарят нерелигиозные люди, которые делают это, отдавая дань традиции, не обращая внимания на ее религиозный аспект. Тем более, если подарки дарят не в сам праздник (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 148 4, 5, 8 ,12).

Стоит отметить: хотя, как было сказано выше, строго по букве закона в наше время нет проблемы с подарками в этот период, один из ранних комментаторов, Ор Заруа («Пискэй Авода Зара» 99), пишет: тот, кто в данном случае «устрожает», не пользуется этим разрешением галахических авторитетов, удостоится благословения.

Поэтому, если, например, человек должен в этот период подарить подарок или как руководитель компании поощрить сотрудников, то, по возможности, лучше приурочить это к Хануке, которая близка по времени к нееврейским праздникам, или послать подарки раньше или позже, чтобы связь с праздниками была менее явной (респонс Трумат а-Дэшен 1:195).

Мы говорили о том, как дарить и получать подарки. Однако если евреи сами устраивают праздничные вечеринки в честь нееврейских праздников или украшают свой дом предметами, чуждыми еврейской Традиции, желая уподобиться в этом неевреям, это уже гораздо хуже. И, соответственно, проблематично с точки зрения еврейского Закона (Моше Файнштейн, респонс Эвен а-Эзер 2:13). Да и сама по себе атмосфера на таких вечеринках — легкомыслие, нескромные наряды, а зачастую «смешанные» танцы и женское пение — мягко говоря, далека от еврейских норм поведения и уж точно не располагает еврея к духовному росту.

Понятно, что для евреев, проживающих за пределами Земли Израиля, это довольно сложный период, праздничная атмосфера, царящая вокруг, а также общественное давление являются тяжелым испытанием, трудно не поддаться искушению и не присоединиться к окружающему веселью. И, даже если оставить в стороне религиозный аспект, праздничная атмосфера располагает к нарушению необходимой дистанции, ненужному сближению и, в конечном счете, к ассимиляции.

Поэтому, с одной стороны, очень важно знать, что разрешено и что запрещено с точки зрения еврейского Закона. А, с другой стороны, можно использовать этот период для того, чтобы определиться со своей еврейской самоидентификацией и решить: какие ценности являются для меня действительно своими.

В завершение хотелось процитировать слова Шейлока из знаменитого шекспировского «Венецианского купца», которые, как ни странно, довольно точно отражают принятые и понятные всем формы взаимоотношений между евреями и представителями других народов. В третьей сцене еврейский ростовщик Шейлок отвечает на приглашение отобедать с Бассанио следующими словами: «Я буду покупать у вас, продавать вам, ходить с вами, говорить с вами и прочее, но не стану с вами ни есть, ни пить, ни молиться».

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.