Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Властен ли Б-г над временем?

Темы: Время, История, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день! Скажите, пожалуйста, с точки зрения иудаизма, властен ли Б-г над временем? В том смысле, что может ли Он само время повернуть вспять или, наоборот, «перелистнуть» вперед? Борис

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Борис!

Если честно, не будучи Б-гом, довольно трудно представить себе и с уверенностью сказать, как именно Он обращается со временем. Можно лишь высказывать предположения.

Как известно, время во многом сравнимо с пространством. По нему мы тоже «движемся». А в плане пространства Б-г не просто «находится везде». О Нем даже невозможно сказать, что он где-то «находится». Наоборот, Его Самого называют Маком — «Место». Потому что не Он находится в мире, а мир находится в Нем. Он не находится «вне» или «выше» системы координат или «внутри» нее. Он вообще не «принадлежит» этой системе, а творит и контролирует ее, будучи совсем иного рода Существом.

Так же и со временем. Он не просто «был», «есть» и «будет» «всегда». И не просто «вне» или «выше» шкалы времени. Как и пространство, эта шкала существует «в Нем». Не Он есть сегодня и будет завтра, а «сегодня» и «завтра» существуют в Нем.

Но это еще не все.

Каждая точка пространства — это не просто место. Это творение Б-га, сотворенное со своей определенной целью. Известно, например, что Запад и Восток принципиально отличаются друг от друга. Это различие не случайно, оно создано Б-гом для того, чтобы каждая часть человечества, каждая цивилизация выполняла свою роль. И одним из «инструментов», с помощью которых Б-г придает ей ее особый характер, является место. Как говорят мудрецы (см. Раши к Бемидбар 13:18), «одни страны выращивают сильных, другие — слабых...» И люди, чувствуя это, относятся к своим местам как к «родным» и в целом к своей стране — как к «родине», «матери».

Так что земля и в целом «место», каждая точка пространства — это творение Б-га, которое имеет свои свойства и расположено Им там, где оно должно быть.

Так оно и со временем. Как и координаты пространства, шкала времени — не просто условность. Отличаются друг от друга разные народы, но отличаются и разные поколения, разные этапы истории. Современные русские и американцы не могут найти общий язык друг с другом — но с представителями собственного народа столетней давности каждый из них тоже не нашел бы общего языка. Да и с поколением родителей с трудом его находит. Разные жизни, разные условия, разные менталитеты.

Более того, очевидно, что Б-г располагает поколения и эпохи не просто так, а в определенном порядке. Одна эпоха следует за другой и вытекает из нее, одно поколение воспитывает другое, пусть слегка и отличное от него. Протекает «исторический процесс». На каждом этапе общество либо продолжает тот путь, на который встало предыдущее поколение, либо, наоборот, «отменяет» совершенный ранее поворот, показавшийся слишком крутым: если тогда качнуло слишком влево, то теперь качнет слишком вправо.

После античности должно было наступить средневековье, за ним — исторически более близкие нам периоды. После крайне правого национализма-нацизма с его чрезмерной нетерпимостью должно было качнуть в крайний левый интернационализм и чрезмерную толерантность. После царей должен был быть Ленин, после него — Сталин, после него — Хрущев и так далее, вплоть до Горбачева, Ельцина и Путина. И в Америке после Буша — Обама, а после него — Трамп, как бы каждый из них ни раздражал другую часть политического спектра.

Все это означает, что каждая эпоха была именно в то время, на той точке шкалы, где и должна была быть; ни одна из них не могла быть в другом месте. Они могли следовать только в том порядке и продолжаться и меняться именно с той скоростью.

Теперь можно попробовать ответить на Ваш вопрос. Может ли Б-г повернуть время вспять или «перелистнуть» вперед?

Физически-то может. Время — это Его творение, и Он может ставить каждую его «точку», куда пожелает, — или переставлять по Своему усмотрению. Не то что «перелистывать», а «вырывать» страницы из одного места и «вклеивать» их в другое.

Как может Он и «играть» с пространством и переставлять его точки, как захочет. Например, «вырвать» со своих мест Америку и Россию или Африку и поменять их местами. Вот потехи будет.

Но вот есть ли во всем этом смысл, и станет ли Б-г на самом деле так поступать?

В эпоху дарования Торы Б-г временами совершал открытые чудеса, такие, как рассечение Красного моря, и некоторые из этих чудес «затрагивали» пространство и время. Например, в ковчег, построенный Ноахом, вместились по два или по семь представителей всех видов фауны — то есть целый гигантский зоопарк. На пути из Земли Израиля в Харан Элиэзер, слуга Авраама, а потом и Яаков удостоились «прыжка пути» (кфицат а-дерех), чудесным образом переместившись на большое расстояние. Это — в пространстве. Во времени — то же: для Яакова на том же пути в Харан солнце внезапно зашло рано, чтобы ему пришлось заночевать в святом месте. А потом, на пути обратно, оно рано для него взошло, чтобы излечить от увечья, нанесенного ангелом Эйсава. На другом этапе истории солнце остановилось для Йеошуа и отложило свой заход, чтобы дать ему возможность засветло добить врагов.

Заметим, однако, что все эти чудеса заключались не в «перематывании» времени или «перетасовке» разных его отрезков, а только в продлении или укорачивании текущего отрезка. Да и это — только несколько раз в истории, по особым случаям, в эпоху, когда Б-г иногда совершал открытые чудеса. Но после окончания той эпохи открытых чудес любого типа, включая и этот, не наблюдается. Тем более — какого-либо «перематывания».

И в свете сказанного понятно, почему: в этом просто нет смысла. Ведь Б-г уже расположил каждую точку в пространстве и каждый момент во времени именно там и тогда, где и когда они должны быть. Античное общество должно было существовать именно в свое время в Египте, Греции и Риме, средневековое — именно в свое время в Европе, современная Америка — сейчас на Западе, Россия — на севере Евразии, арабы — на Ближнем Востоке, Китай — на Дальнем. Все исторические этапы, события и конфликты были следствием нахождения народов и отдельных людей именно там и тогда, где и когда они находились.

Поэтому перемещение кого-либо в другое место или время нарушит весь расклад — зачем?

Чтобы предотвратить какие-то войны или бедствия? Это все равно не удастся: при любом раскладе чьи-то интересы или идеи столкнутся, и будет конфликт, со всеми вытекающими. Или хуже.

Да, фантасты любят играть со временем и воображать, что кому-то удалось вернуться назад и что-то предотвратить. Но это чистого рода фантастика, и логика подобных сценариев никогда не выдерживается полностью. Просто круто вообразить то, что на практике невозможно, и люди с удовольствием читают и смотрят, и платят деньги. Но к реалиям жизни это не имеет никакого отношения — да и пользы от этого на самом деле быть не может (на что, впрочем, даже многие из фантастов намекают). Что произошло, то и должно было произойти, нравится нам это или нет.

Вера в Б-га означает веру не только в Его всемогущество, но и в Его мудрость и совершенство Его планирования и управления миром. Он уже расположил пространство и время так, как надо. Отдельным людям и целым народам и цивилизациям предоставлена возможность жить именно там и тогда, где и когда их характер вписывается в общую схему истории и где они могут использовать свои способности для созидания и совершенствования.

Какой смысл мог бы быть в любой «манипуляции» со временем? Зададим похожий, но более «приземленный» вопрос: какой смысл конструктору посреди работы сконструированной им машины вынимать разные ее части и переставлять их на другие места? Да, он может это сделать, но зачем? Ведь так он только повредит свое изобретение, нарушит его функционирование и сведет на нет всю пользу, которую намеревался от него получить. Наоборот, сконструировав машину один раз, он даст ей функционировать, а сам будет продолжать наблюдать и контролировать процесс. В крайнем случае — делать небольшой ремонт, а иногда, если надо, реконструировать по-крупному. Но не просто переставлять части местами.

Вот и Б-г так со Своей машиной истории. Пусть функционирует, согласно Его чертежам и планам, несмотря на весь скрежет и визг. Шум от строительства может быть неприятным, зато потом нашему взору откроется прекрасный дворец.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Когда было создано время?

Рав Реувен Куклин

Как время связано с материей?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.