Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем человеку каяться в грехе, которого он не совершал?

Темы: Видуй, Тшува, Йом-Кипур, Грехи, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

На Йом-Кипур мы произносим «Видуй» (признание в грехах) и просим Всевышнего простить нас за конкретные грехи, которые там перечислены. У меня такой вопрос: если человек не совершал какого-то из перечисленных грехов, зачем ему в нем признаваться? Например, гилуй арайот (запрещенные половые связи). N.

 

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом, N.!

Спасибо за вопрос.

Действительно, мы произносим весь текст признания в грехах, даже если нам кажется, что некоторые из перечисленных там грехов к нам не имеют отношения. Дело в том, что весь еврейский народ является одним целым, словно единый организм, все органы которого связаны друг с другом. Поэтому все евреи отвечают друг за друга, особенно, если у одного еврея была возможность повлиять на другого, но он этого не сделал.

Смотрите, Моше Рабейну просил у Всевышнего простить грех создания золотого тельца такими словами: «И Ты простишь грех наш и проступок наш…» (Шмот 34:9). В чем виноват Моше? Разве он изготовил золотого тельца? Но Моше Рабейну не отделял себя от всего еврейского народа, и мы должны следовать в этом его примеру. Поэтому Мужи Великого собрания составители молитв, постановили произносить Видуй во множественном числе.

Еще одна причина: каждого человека судят в соответствии с его духовным уровнем. Например, о Реувене, сыне Яакова, сказано: «И лег с Билг̃ой, наложницей отца…» (Берешит 35:22) — а он лишь раскидал постель отца. О сыновьях первосвященника Эли написано, что они насиловали женщин (Шмуэль I, 2:22), а они лишь задерживали время их жертвоприношения, не давая вернуться к домой к мужьям. О сыновьях пророка Шмуэля — что они «склонились к корысти» (Шмуэль I, 8:3) за то, что, в отличие от отца, не отказывались от того, что полагалось им по праву. Царю Давиду ставятся в вину отношения с Бат-Шевой, хотя она в тот момент была разведена (см. Шабат 56а).

Кроме того, существуют «легкие» нарушения, на которые человек склонен не обращать внимания, а они засчитываются ему как серьезные грехи. Например, мудрецы сказали, что публичное оскорбление человека приравнивается к кровопролитию, гнев или гордыня — к идолопоклонству. И еще много подобных примеров.

По этим причинам каждый человек должен произносить текст Видуя целиком. (По книге «Бен Иш Хай»).

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.