Темы: Благословения на еду, Кашрут, Скромность в поведении, Еда, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ нас с друзьями возник следующий вопрос: нужно ли произносить благословение на жвачку?
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде чем начать жевать резинку, нужно произнести благословение. Отметим: многие в религиозном обществе считают, что такое жевание не соответствует правилам хорошего тона.
Давайте коротко разберем Ваш вопрос. Для этого нужно сначала ответить еще на один: нужно ли произносить благословение перед тем, как попробовать какое-либо блюдо? Например, чтобы понять, готово ли оно, хватает ли соли и т. д. Шулхан Арух (210:2) приводит два мнения по этому вопросу.
Согласно первому мнению, все время, пока человек собирается только попробовать пищу (даже если он ее глотает), а не есть, он не должен произносить благословение на еду. (Речь о тех случаях, когда пробуют жидкость объемом меньше 86 мл. приблизительно или твердую пищу объемом меньше 30 см. куб.).
Согласно второму мнению, если человек проглатывает пищу, он обязан произнести перед этим благословение, даже если он ее только пробует. Но если он пробует и выплевывает, благословение произносить не нужно.
В конечном счете закон устанавливается так. Существует правило: если по вопросу о благословениях у галахистов есть сомнение и разногласия, принимают «облегчающее» мнение. Поэтому, если человек собирается только попробовать еду (даже если он ее глотает) и не собирается есть, он не должен говорить благословение.
Но, чтобы быть совершенно уверенным, изначально лучше поступить следующим образом: когда человек собирается попробовать и проглотить пищу, пусть решит для себя, что намерен получить от нее удовольствие, и рассматривает ее как еду. В этом случае он должен произнести благословение по всем мнениям (Мишна Брура 210:19).
Из сказанного понятно: когда человек собирается что-то съесть и получить от этого удовольствие, то по всем мнениям он должен произнести благословение, даже если количество пищи очень небольшое. Это верно, даже если он только «выжимает» вкус, но не ест саму пищу, как бывает, например, когда сосут палочки сахарного тростника (Шулхан Арух 210:15; Хаей Адам 49:4).
Теперь можно ответить и на Ваш вопрос о жевательной резинке: хотя саму эластичную основу выбрасывают после использования, она содержит вкусовые и ароматические добавки, которые человек ощущает и глотает, получая при этом удовольствие. Поэтому ПЕРЕД употреблением жевательной резинки следует произнести благословение «Ше-а-коль» — «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, по Чьему слову возникло всё» (респонс Беэр Моше 2:12, Киньян Тора 5:17). Но, поскольку объем этих добавок очень мал, нет обязанности произносить благословение ПОСЛЕ еды.
Хотя человек проглатывает лишь небольшое количество этих добавок, жевательная резинка, безусловно, должна быть кошерной — на ней должен быть эхшер. Т. е. она должна пройти проверку, после которой производитель получает на нее сертификат кошерности от компетентной организации, занимающейся кашрутом.
В заключение снова вспомним, что многие в религиозном обществе не считают жевание резинки «хорошим тоном».
С уважением, Яков Шуб
Читайте: тема Благословение
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?
Мира Вайсбин
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Проблемы питания у детей мы создаем сами. У малышей есть врожденный механизм, который защищает их от недоедания и авитаминоза. Если ребенок отказывается от какой-то пищи, забирайте ее.
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Злата Грайбер
У моей дочки явный перебор с весом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.