Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Человек не может полагаться на себя, на свою праведность... Как же тогда можно что-то обещать?

Темы: Раскаяние, Тшува, Грех, Хафец Хаим, Цари Израиля, Рав Меир Мучник, Обещание

Отложить Отложено

Добрый день, ребе! Нашел один парадокс, который хотел бы у вас прояснить. Пишет царь Соломон: «Имей надежду на Бога, не надейся на себя». Насколько я понимаю, Соломон также говорит, чтобы мы не были уверены в том, что никогда не согрешим и не сделаем дурного поступка.

И в то же время пишет Хафец Хаим в книге заповедей, 33 заповедь о раскаянии: «...Главное — сердечное, правдивое раскаяние по поводу содеянного. Нужно взять на себя обязательство не совершать подобного никогда впредь — это и есть основа тшувы (раскаяния). Признание в грехе (видуй) является важной частью раскаяния». То есть, нужно по сути пообещать не делать снова этот грех. Но, как говорит царь Соломон, невозможно быть уверенным в этом. Помогите мне пожалуйста найти здесь связь. Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Насколько я понимаю, все достаточно просто. Да, для того, чтобы раскаяться в том или ином грехе, нужно твердо решить больше его не совершать и принять на себя такую обязанность. Но в то же время, зная природу человека, невозможно быть уверенным, что это действительно удастся. Это — как любая на свете цель: можно всерьез захотеть и решить добиться, но нет гарантии, что получится.

Отсюда не следует, что можно несерьезно относиться к обязательствам или что вообще не надо их давать. Жизнь устроена так, что брать на себя обязательства приходится. Поступая на работу, мы обязуемся добросовестно ее выполнять, не опаздывать и не злоупотреблять служебным положением. Вступая в брак, мы обязуемся любить супругу, помогать ей во всем и не изменять. Беря деньги в долг, мы обязуемся вовремя их вернуть. Все это — еще не зная, как сложатся обстоятельства и какие возникнут трудности, испытания и соблазны. Зная только, что, как бы всё ни сложилось, обязательства выполнять надо.

Но в то же время мы знаем, что мы люди, а не ангелы и можем не устоять перед соблазнами и трудностями. Как сказано, это не значит, что нам следует отказаться от обязательств вообще, но значит, что следует быть трезвыми и осознавать возможные опасности.

На практике это означает, что, во-первых, не следует брать на себя СЛИШКОМ МНОГО обязательств, а лишь те, которые, трезво рассуждая, человек считает себя способным выполнить. Или те, принимать которые «жизнь» заставляет, вроде вышеупомянутых: надо ведь жениться, поступать на работу и т. д. А значит, даже если человек не знает точно, как со всем этим справиться, ему «Сам Б-г велел» за это взяться и надо полагаться на Него. Верить, что Он устроил жизнь правильно и дал каждому человеку не только роль, но и инструменты и силы, необходимые для ее исполнения.

А, во-вторых, приняв эти обязательства и отправившись в путь, при наличии разных вариантов следует выбирать маршрут, который минимизирует опасности. Если на улице проливной дождь с порывистым ветром, а зонт у нас слабый и обувь не для такой погоды, то лучше без особой надобности на улицу не выходить. Но если все-таки приходится — надо ведь идти на работу или по каким-то другим неотложным делам, — то уж держись и постарайся не очень промокнуть. Это трудно, но возможно.

Так что речь о понятном нам различии между чрезмерной самоуверенностью и спокойной уверенностью в том, что мы в силах брать на себя разумные обязательства и выполнять их. Первое — безответственность, непонимание серьезности обязательств и связанных с ними рисков, недопустимости их невыполнения. Последнее — наоборот, ответственность, понимание, что обязательства — это серьезно, и принятие и выполнение тех, что Сам Б-г велел, — с Его помощью.

Понятно, что заповеди Торы относятся именно к тому роду обязательств, что «Сам Б-г велел» — в данном случае буквально. Он нам эти действия предписал, значит, Он знает, что мы в силах их выполнить и избежать греха. Поэтому мы должны принять на себя обязательство их выполнения — но, как сказано, ответственно, осознавая все реальные опасности. И без надобности не ставить себя в ситуацию, чреватую соблазнами. Но, если такой ситуации избежать не удается, то делать все необходимое для преодоления испытаний, веря, что нам это под силу и что Б-г поможет.

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.