Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда в человечестве столько зла и жестокости, если Всевышний создал человека по Своему образу?

Темы: Злое начало, Всевышний, Душа, Мировоззрение, Совесть, Добро, Зло, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Уважаемые раввины. Если Всевышний создал человека по образу и подобию своему, так откуда столько зла и жестокости проявилось у человечества уже на самых ранних стадиях его развития? Огромное спасибо. Юрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Юрий!

Откуда в человечестве столько зла и жестокости, если Всевышний создал человека по Своему образу?

Хотя Всевышний действительно создал человек по Своему образу и подобию, это не означало, что человек сразу будет ангелом.

Человек создан для того, чтобы совершенствовать себя и мир и таким образом заработать награду, добиться идеала, почувствовать, что он чего-то достиг. А чтобы достижение было истинным, оно должно быть непростым, путь должен быть пройден «против ветра», с преодолением сопротивления. Поэтому Б-г также создал человеческие недостатки и слабости, чтобы на пути к идеалу каждому пришлось преодолевать самого себя. Более того, в этой борьбе должна быть предусмотрена возможность поражения, чтобы ставки были высокими, иначе, опять же, победа мало чего будет стоить. Поэтому недостатки и слабости должны быть достаточно существенны, чтобы у них был реальный шанс потянуть человека на дно. Только тогда схватка будет справедливой и награда за преодоление препятствий — заслуженной.

Итак, с самого начала в человеке должны были быть заложены недостатки и способность творить как добро, так и зло.

Но что же тогда означает сотворение человека по образу и подобию Б-га?

Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш: в человеке изначально заложено естественное чувство истины и справедливости, добра и милосердия и неприятие зла и лжи. Поэтому, когда он видит зло и несправедливость, у него закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию. И если в нем самом что-либо противоречит принципам добра и справедливости, возникают подобные же чувства, побуждающие его измениться, — это называется совестью. Такая природа человека — не сам идеал, но заложенное в нем стремление к идеалу.

И в этом смысле действительно все созданные по образу и подобию Б-га люди, в принципе, хороши. Ведь, если спросить, большинство из них ответит, что грабить и убивать нехорошо, что надо делать добро и помогать людям.

Но, как сказано, чтобы человеку было, за что получать награду, даже в такой ситуации должна существовать возможность скатиться к злу. Как именно?

Прежде всего, хотя все за добро и против зла, в саму формулу, что такое хорошо и что такое плохо, могут быть подставлены разные данные.

Мир так устроен, что интересы и идеи разных людей могут приходить в противоречие друг с другом и приводить к столкновениям. Мне противодействует сосед/коллега/подрезавший на дороге водитель. «Нам» противодействуют «они»: либералы/консерваторы/американцы/русские и т. д. Того, с кем я сталкиваюсь непосредственно, я сам вижу и чувствую, как мне из-за него плохо. С «ними», представителями другого общества или государства, я обычно не сталкиваюсь, они где-то далеко, и я про них мало что знаю, но «наши» СМИ говорят, что они плохие и хотят нас уничтожить или просто обижают кого-то «хорошего», из «наших».

Ах, злодеи! Ведь я (человек, общество, страна) знаю, что я хороший и стремлюсь к идеалу, что желаю всем добра и никак не пытаюсь кому-то навредить. И очевидно, что я прав, что я действую так, как того требуют принципы добра и справедливости. Значит тот, кто противодействует мне («нам»), — он против всего хорошего. Он хочет все уничтожить! Надо его остановить, проучить, отомстить! Любыми средствами — нельзя же давать злу восторжествовать!

Так, в результате действия тех самых качеств, совести и идеализма, в человеке вскипает ярость благородная и праведный гнев. Но стремление бороться со злом, направленное не туда, само превращается в зло и приводит к пагубным последствиям.

Кроме того, жизнь по своей природе непроста, и человеку приходится сталкиваться с множеством трудностей и несправедливостей, которых он, вроде бы, не заслужил: он хороший человек, почему же ему должно быть так трудно? Так его врожденный инстинкт справедливости может породить в нем чувство, что «жизнь» несправедлива. Надо «ей» отомстить. То есть какому-то ее конкретному «представителю». Ведь если есть несправедливость, должен же кто-то быть в этом виноват. Так стремление к справедливости может толкнуть человека на поиски виноватых и на «месть жизни» в их лице.

Лучшими кандидатами на роль виноватых являются те, с кем ему приходится в жизни сталкиваться и от кого он, таким образом, получает «удары» непосредственно. Или же целая группа людей, которые в его обществе воспринимается как «чужие». Они рядом с нами, но одеваются не так или ведут себя не так. Уж не они ли тут как-то навредили? Или те, кто далеко, но о ком я уже «знаю», что они плохие и только и мечтают о том, как бы мне или «нам» навредить — см. выше. И тогда становится понятно, кто на самом деле во всем виноват и против кого обратить свой праведный гнев, кому мстить за все беды.

Таким вот образом то самое заложенное Б-гом в человека чувство справедливости может привести к погромам и кровопролитным войнам. В которых все средства хороши, вплоть до убийства мирных жителей, женщин и детей — а за то, что они нас! Не мы это начали, мы вообще за все хорошее, но вот они!..

Бывает также, что человеку не удается вписаться в общество, что он отчужден от всех вокруг и чувствует всеобщее презрение — реальное или воображаемое — и у него появляется желание отомстить «всем вам». И берет он ружье, и начинает стрелять по всем вокруг без разбора, потому что «все они» виноваты в том, что он такой несчастный; каждый из них — представитель «чужих», того общества, которое, как ему кажется, так к нему несправедливо. Вот вам! Поняли?! В последние годы по Америке прокатилась целая волна таких вспышек агрессии, да и в России тоже немного было.

Таким образом, одно лишь сотворение человека по образу и подобию Б-га, хотя и помогает ему стремиться к добру, еще не гарантирует, что результат будет действительно добром. Человеку надо быть очень осторожным при определении, что такое действительно хорошо, а что такое плохо. Используя свободу выбора, направлять свою энергию и жажду борьбы в благое русло. Бороться прежде всего со злом в себе, себя подавлять и укрощать, следовать голосу своей совести. Скептически относиться ко всем историям, которые ему рассказывают о разных «злодеях» и «врагах». А столкновения и недопонимания с людьми и в целом трудности и несправедливости жизни воспринимать не как чей-то «заговор» и происки, а как испытания от Б-га, которые нужно тихо выдержать и использовать в качестве «тренажера» для накачки духовных «мускулов» (терпения, скромности и т. п.), обретения жизненного опыта и мудрости.

Конечно, легко сказать, но по крайней мере таков идеал, к которому надо стремиться. И тогда у нас будет шанс действительно уподобиться Б-гу.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.